Досье на проект федерального закона
Статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) гражданам предоставляется возможность и определяется механизм добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях формирования у них пенсионных прав. При этом для лиц, пожелавших формировать пенсионные права в порядке, предусмотренном статьей 29 Федерального закона, пунктом 5 указанной статьи установлен минимальный размер страховых взносов, рассчитываемый исходя из двукратного минимального размера оплаты труда (МРОТ) на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы.
Минимальный размер страховых взносов, рассчитываемый в зависимости от величины МРОТ, призван стимулировать граждан, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию, к вступлению в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с целью формирования у них пенсионных прав.
Вместе с тем с учетом постепенного повышения величины МРОТ (с 1 января 2019 г. до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) в значительной степени нивелируется стимулирующая роль минимального платежа, установленного пунктом 5 статьи 29 Федерального закона.
Так, в 2017 году расчет минимально допустимого платежа осуществлялся исходя из суммы 15 тыс. рублей, соответствующей двукратной величине МРОТ, составлявшей на 1 января 2017 г. 7500 рублей.
В 2018 году расчет минимально допустимого платежа осуществляется уже исходя из суммы 18 978 рублей, соответствующей двукратной величине МРОТ, составлявшей на 1 января 2018 г. 9489 рублей.
Вместе с тем в 2019 году при сохранении действующей нормы об использовании двукратного МРОТ для расчета минимально допустимого страхового взноса база для его начисления составит 22 326 рублей (исходя из действующей с 1 мая 2018 г. величины МРОТ, равной 11 163 рублям) или более указанной суммы в случае увеличения величины прожиточного минимума, а следовательно, и величины МРОТ.
Таким образом, база для расчета минимального размера страховых взносов может возрасти с 15 тыс. рублей в 2017 году до 22 326 рублей в 2019 году, или на 48,8 процента, что является существенным фактором при принятии гражданином решения о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
В связи с этим и в целях недопущения снижения привлекательности для граждан, прежде всего с невысокими доходами, определенного Федеральным законом механизма формирования пенсионных прав разработан предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающий, что для лиц, принявших решение о формировании пенсионных прав путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, минимальный размер страховых взносов будет исчисляться исходя из однократной величины МРОТ, а не двукратной его величины, как предусмотрено действующей редакцией пункта 5 статьи 29 Федерального закона.
Кроме того, предлагаемый подход к исчислению минимального платежа по страховым взносам позволит максимально приблизить условия взимания страховых взносов с указанных лиц к предусмотренным статьей 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации условиям уплаты страховых взносов самозанятыми гражданами (индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и так далее).
Также законопроектом предусматривается внесение изменений, уточняющих порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также порядок исчисления размера страховых взносов, подлежащих уплате в случае вступления в правоотношения (прекращения правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию в течение расчетного периода.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных расходных обязательств федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.