Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 511610-7 "О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации"
В соответствии с пунктом 9 раздела II протокола заседания Правительственной комиссии по транспорту от 20 июня 2017 г. N 3 разработан проект федерального закона "О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект).
Установленный порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) аэропортовых услуг нарушает общие принципы налогообложения НДС. Практика включения "входящего" налога на добавленную стоимость в себестоимость у одного субъекта производственной цепочки (аэропорт) с последующим отсутствием "входящего" НДС у следующего за ним хозяйствующего субъекта (авиакомпания) приводит к тому, что суммарно по всей производственной цепочке налогооблагаемая база оказывается выше, чем собственно добавленная стоимость, создаваемая производственной цепочкой.
В итоге повышается себестоимость оказываемых аэропортами услуг на суммы невозмещаемого НДС, что приводит к негативному воздействию на экономику субъектов отрасли и сдерживает развитие авиаперевозок.
В целях соблюдения бюджетных интересов, а также исключения сложностей в налоговом администрировании и противоречивой практики отнесения различных услуг аэропортов к облагаемым по ставке 0% при обслуживании международных рейсов Правительству Российской Федерации делегированы полномочия по определению перечня таких услуг аэропортов.
Данная мера позволит обеспечить необходимую гибкость при корректировке перечня таких услуг в соответствии с изменяющимися тенденциями и политикой развития отрасли.
По информации Минтранса России, по итогам проведенной ФГБУ "Научно-исследовательский финансовый институт" при Минфине России научной работы установлено, что в случае реализации законопроекта расчетный бюджетный эффект в виде недополученных поступлений по НДС составит 29 045 192 тыс. рублей за период 2018 - 2021 годов.
Вместе с этим в связи с возникающей экономией по уплате невозмещаемого НДС возникает увеличение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. За период 2018 - 2021 годов дополнительные поступления по налогу на прибыль составят 5 809 038 тыс. рублей. В результате совокупный объем недопоступления по НДС за период 2018 - 2021 годов для бюджетной системы Российской Федерации составит 23 236 154 тыс. рублей. Следует отметить, что текущая налоговая база по НДС (по данным на 2017 год) восстанавливается за период от 3 до 4 лет за счет развития авиационной отрасли и увеличения объема оказанных услуг.
Принятие предлагаемых законопроектом изменений приведет к возникновению дополнительных налоговых поступлений в результате увеличения пассажиропотока в размере 2 061 222 тыс. рублей и налоговых доходов от развития смежных отраслей в размере 35 378 399 тыс. рублей в период 2018 - 2021 годов.
Итоговый кумулятивный эффект (с учетом всех вероятных поступлений и уменьшений) для бюджетной системы Российской Федерации будет положительным и составит 14 203 689 тыс. рублей в период 2018 - 2021 годов.
Законопроектом предлагается предусмотреть утверждение перечня услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, реализация которых подлежит налогообложению НДС по ставке 0% по аналогии с Перечнем услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293. Указанный перечень включает в себя услуги по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов, обеспечению авиационной безопасности, обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, хранению авиационного топлива.
С целью обеспечения равных экономических условий иностранных эксплуатантов с российскими эксплуатантами базовые услуги для них по взлету-посадке, стоянке воздушного судна, заправке топливом и другими, оказываемые аэропортами при международных перевозках, предлагается облагать НДС по ставке 0%.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации"
По информации Минтранса России, по итогам проведенной ФГБУ "Научно-исследовательский финансовый институт" при Минфине России научной работы установлено, что в случае реализации законопроекта расчетный бюджетный эффект в виде недополученных поступлений по НДС составит 29 045 192 тыс. рублей за период 2018 - 2021 годов.
Вместе с этим в связи с экономией по уплате невозмещаемого НДС возникает увеличение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. За период 2018 - 2021 годов дополнительные поступления по налогу на прибыль составят 5 809 038 тыс. рублей. В результате совокупный объем недопоступления по НДС за период 2018 - 2021 годов для бюджетной системы Российской Федерации составит 23 236 154 тыс. рублей. Следует отметить, что текущая налоговая база по НДС (по данным на 2017 год) восстанавливается в течении 3-4 лет за счет развития авиационной отрасли и увеличения объема оказанных услуг.
Принятие предлагаемых законопроектом изменений приведет к возникновению дополнительных налоговых поступлений в результате увеличения пассажиропотока в размере 2 061 222 тыс. рублей и налоговых доходов от развития смежных отраслей в размере 35 378 399 тыс. рублей в период 2018 - 2021 годов.
Итоговый кумулятивный эффект (с учетом всех вероятных поступлений и уменьшений) для бюджетной системы Российской Федерации будет положительным и составит 14 203 689 тыс. рублей в период 2018 - 2021 годов.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации" потребует:
принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в аэропортах Российской Федерации, реализация которых подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0%";
внесения изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.