Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 510881-7 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности"
В поиске пропавших детей имеют значение часы и минуты, которые влияют на саму возможность спасения жизни и недопущения необратимых последствий и в ситуациях, когда ребенок незаконно удерживается, и в ситуациях, когда ребенок заблудился, попал в опасную жизненную ситуацию, поэтому принятие экстренных мер в оперативном порядке позволит кардинально повлиять на перспективу спасения ребенка и оказания ему своевременной помощи.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности" направлен на создание дополнительных правовых условий для оперативного поиска без вести пропавших детей путем определения их возможного местонахождения с использованием геолокационных данных.
По официальным данным ежегодно в органы полиции поступают десятки тысяч заявлений об исчезновении детей. За последние пять лет разыскивалось около 40 тыс. несовершеннолетних (из них почти 13,5 тыс. малолетние дети).
В частности, в 2017 г. разыскивалось около 8 тыс. несовершеннолетних, из которых около 40% - малолетние дети, а в первом квартале 2018 г. - около 2500 детей, из которых 805 малолетних соответственно. Следует отметить, что в среднем по факту пропажи ребенка ежегодно возбуждается только 10% уголовных дел из всего количества розыскных дел.
Значительное количество пропавших несовершеннолетних имело при себе мобильные устройства (мобильные телефоны, планшетные компьютеры, "умные" часы и др.), снабженные системой определения координат. В первые часы и даже дни пользовательское оборудование бывает включённым, что позволяет принять экстренные меры для нахождения ребенка.
При этом у органов полиции в настоящее время нет правовых возможностей в случае обращения родителей или иных законных представителей ребенка в экстренном порядке (без предварительного решения суда) попытаться установить его местонахождение на основе геолокационных данных.
Четкое процессуальное регулирование порядка истребования информации о геолокации обеспечит надлежащую правовую защиту законных прав и интересов граждан и повысит уровень ответственности правоохранительных органов за оперативность реагирования на сообщения по факту исчезновения детей.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить статью 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" новой частью, согласно которой в случае получения сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем и при наличии письменного согласия одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается получение сведений о местонахождении несовершеннолетнего на основе геолокации принадлежащего несовершеннолетнему абонентского устройства или иного оборудования, а равно используемого им абонентского устройства или иного оборудования при письменном согласии владельца такого устройства или оборудования, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов.
Важным условием получения доступа к информации о местонахождении несовершеннолетнего является письменное согласие одного из родителей или иного законного представителя, а также владельца используемого ребенком мобильного оборудования.
Необходимо подчеркнуть, что проведение таких оперативно-розыскных мероприятий требует обязательного уведомления суда в течение суток, а в случае необходимости их продолжения предусмотрена необходимость получения судебного решения.
Данный законопроект поддержан Минкомсвязи России, МВД России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Минюстом России, Роскомнадзором, а также членами Экспертного совета при заместителе Председателя Государственной Думы по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни и развития.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности"
Принятие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.