Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 435063-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей",
внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.В. Говориным, О.В. Окуневой и др.
(утв. решением Комитета N 64/18 от 10 мая 2018 г.)
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 7 мая 2018 года (протокол N 115, пункт 108) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 435063-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей", внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.В. Говориным, О.В. Окуневой и др.
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд статей Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) и наделить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления правом разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы по защите прав потребителей. Кроме того, законопроектом предлагается определить конкретные способы подачи жалоб потребителей и осуществления консультирования по вопросам защиты прав потребителей.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке необходимость разработки рассматриваемого законопроекта обусловлена соответствующим поручением Президента Российской Федерации о проработке дополнительных форм государственной и муниципальной поддержки граждан при защите их потребительских прав. В целях содействия защите прав потребителей авторами законопроекта предлагается наделить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления правом разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы по защите прав потребителей. При этом проектируемыми положениями на орган государственного надзора (Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) возлагается обязанность по утверждению методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ по обеспечению прав потребителей.
Следует отметить, что согласно статье 42.1 Закона о защите прав потребителей высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры. Полномочия органа государственного надзора по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) (статья 42.2 Закона о защите прав потребителей).
Органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей, а также обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) (часть первая статьи 44 Закона о защите прав потребителей).
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок принятия решений о разработке государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Тем самым, по мнению Комитета, предлагаемые авторами законопроекта изменения в части предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления права разработки соответственно региональных и муниципальных программ по защите прав потребителей в целом соотносятся с положениями Закона о защите прав потребителей и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается определить не только форму подачи жалобы потребителей (как в письменной, так и в электронной форме), но и установить конкретные способы подачи жалоб потребителей (направление жалобы по почте, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта органа государственного надзора, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также жалоба может быть принята при личном приеме заявителя). Указанные изменения, по мнению Комитета, направлены на создание дополнительных условий защиты прав граждан как потребителей товаров, работ и услуг и заслуживают поддержки.
Кроме того, необходимо отметить, что Правительством Российской Федерации 26 марта 2018 г. в Государственную Думу внесен проект федерального закона N 425726-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района по защите прав потребителей", которым предлагается закрепить право органов местного самоуправления на осуществление мероприятий в сфере защиты прав потребителей.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 435063-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей".
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.