Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 435063-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей"
внесен депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.В. Говориным, О.В. Окуневой, А.Н. Ищенко, Т.В. Соломатиной, Н.Д. Боевой, И.Е. Марьяш, О.В. Савастьяновой, А.Л. Бурнашовым, А.А. Гетта, И.З. Бикбаевым, А.И. Петровым, О.А. Бондарь, Е.А. Митиной, Т.В. Касаевой, С.Н. Коткиным, Ю.В. Кобзевым, Т.И. Фроловой, П.И. Пимашковым, Г.И. Данчиковой, М.П. Беспаловой, А.В. Чернышевым, А.В. Жарковым, А.В. Дамдиновым, Т.В. Сапрыкиной, О.М. Казаковой, Н.Б. Колесниковой, А.Г. Литовченко и др.
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 435063-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей", внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.В. Говориным, О.В. Окуневой, А.Н. Ищенко, Т.В. Соломатиной, Н.Д. Боевой, И.Е. Марьяш, О.В. Савастьяновой, А.Л. Бурнашовым, А.А. Гетта, И.З. Бикбаевым, А.И. Петровым, О.А. Бондарь, Е.А. Митиной, Т.В. Касаевой, С.Н. Коткиным, Ю.В. Кобзевым, Т.И. Фроловой, П.И. Пимашковым, Г.И. Данчиковой, М.П. Беспаловой, А.В. Чернышевым, А.В. Жарковым, А.В. Дамдиновым, Т.В. Сапрыкиной, О.М. Казаковой, Н.Б. Колесниковой, А.Г. Литовченко и др., и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в отдельные статьи Главы IV "Государственная и общественная защита прав потребителей" Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1) с целью повышения гарантий защищенности граждан и формирования доступной среды оперативного взаимодействия потребителей с уполномоченными в сфере защиты прав потребителей государственными (муниципальными) органами власти.
В частности, законопроектом дополняются статьи 42.1 и 44 Закона РФ N 2300-1 (пп. 2 и 3 законопроекта) положениями, в соответствии с которыми в целях содействия защите прав потребителей органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы по защите прав потребителей. При этом, согласно п. 1 законопроекта уполномоченный орган государственного надзора - Роспотребнадзор России - утверждает методические рекомендации по разработке и реализации таких программ.
Пунктом 4 законопроекта в Закон РФ N 2300-1 вводится новая статья 42.3, регламентирующая способы и формы подачи жалоб потребителей. Положениями данной статьи расширяются возможности и способы обращения потребителей в уполномоченные органы власти с жалобами на нарушенные права и для получения консультационных услуг. Формы взаимодействия, помимо традиционных письменных обращений, предусматривают обращение граждан с жалобами через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", многофункциональные центры, единый портал государственных и муниципальных услуг, региональный портал государственных и муниципальных услуг и т.д.
Комитет считает законопроект важной, прогрессивной и своевременной мерой для защиты прав потребителей, повышения грамотности граждан, стимулирования ответственной работы бизнеса и необходимым шагом для создания эффективной модели взаимодействия общества и власти. Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет обращает внимание на имеющиеся вопросы, требующие последующего уточнения.
Так, наименование новой статьи 42.3 "Подача и рассмотрение жалоб потребителей" (п. 4 законопроекта) не в полной мере соответствует и требует приведения в соответствие с ее содержанием, поскольку в статье определяются только формы и способы подачи жалоб.
Представляется также, что поскольку выработка и реализация государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей, организация и осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей относятся к полномочиям федерального уровня, требует уточнения правовой механизм реализации законопроекта.
В частности, в последнем абзаце новой ст. 43.2 установлено, что "в многофункциональных центрах может осуществлять консультирование по вопросам защиты прав потребителей", вместе с тем, отсутствует понимание на какой орган какого уровня власти такая обязанность будет возложена.
В связи с этим, данное положение целесообразно изложить в следующей редакции: "В многофункциональных центрах может осуществлять консультирование по вопросам защиты прав потребителей территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти или на основании соглашения о взаимодействии с таким органом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.".
Законопроект не предполагает пересмотра и передачи отдельных полномочий в сфере защиты прав потребителей с федерального уровня на региональный уровень или уровень местного значения, поэтому деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере деятельности должна осуществляться строго в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, разработка региональных и муниципальных программ по защите прав потребителей, иные действия органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в части реализации предлагаемых законопроектом новаций должны осуществляться ими самостоятельно за счет соответствующих бюджетов, а также соответствовать Федеральному закону от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В связи с этим, целесообразно четко разграничить полномочия органов власти и (или) определить механизм их взаимодействия.
Необходимо иметь в виду, что в противном случае, механизм передачи полномочий предполагает разработку самостоятельного федерального закона с указанием передаваемой части полномочий, финансово-экономического обоснования с указанием объема передаваемых финансовых и иных материальных ресурсов, которые требуются для реализации передаваемых полномочий.
Комитет отмечает, что распространение на сферу защиты прав потребителей цифровых технологий функционирующих в настоящее время информационных систем, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, позволит обеспечить качественно новые возможности взаимодействия потребителей с органами государственной (муниципальной) власти. Доступность такого взаимодействия приведет к прозрачности, объективности рассмотрения жалоб и оперативности реагирования на них, будет способствовать формированию цивилизованной формы контроля и положительно скажется на регулировании потребительского рынка.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает проект федерального закона N 435063-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей" и предлагает принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.