Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 512514-7 "О внесении изменения в статью 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике"
В соответствии с поручением Президента России В.В. Путина от 24.09.2015 N Пр-1936 о выравнивании тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке до среднероссийского уровня были внесены изменения в федеральное законодательство, согласно которым введен механизм выравнивания указанных тарифов на трёхлетний период (с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года).
В 2017 году для пяти регионов Дальнего Востока, которые являются территориально изолированными от энергорынка зонами, произведен перерасчет тарифов на электрическую энергию.
Это регионы с самыми высокими тарифами: Чукотский АО, Магаданская область, Камчатский край, Республика Саха (Якутия) и Сахалинская область.
Это те регионы, в которых средний фактический уровень тарифа на электроэнергию превышает среднероссийский. Так, в Якутии текущий тариф в 2 раза выше среднероссийского, на Камчатке - в 1,6 раза, на Чукотке - почти в 3,5 раза.
Выравнивание энерготарифов до среднероссийского уровня позволило пяти регионам Дальнего Востока сэкономить 6,6 млрд. бюджетных рублей в 2017 году. Высвободившиеся средства были направлены, в том числе, на повышение зарплат бюджетникам и поддержку молодых семей.
В результате снижения тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги за счет выравнивания со среднероссийским уровнем Республика Саха (Якутия) за 2017 год сэкономила 14,5 млрд. рублей, что составляет 60% от всей суммы, предназначенной для Дальнего Востока.
При этом уровень тарифов для юридических лиц снизился в Якутии на 58% (в т.ч. тарифы для потребителей на высоком напряжении на 56%, на среднем низком 1 - 57%, среднем низком 2 и низком напряжении - 58%).
Снижение тарифов создало благоприятные условия для развития бизнеса в Якутии, прогнозируемый объем экономии расходов за счет выравнивания ежегодно составит около 10 млрд. рублей (в т.ч. для крупного бизнеса 7,4 млрд. рублей, для малого и среднего - 2,6 млрд. рублей).
Кроме того, созданы условия для повышения инвестиционной привлекательности всего Дальневосточного региона, ускоренного социально-экономического развития, повышения финансовой устойчивости предприятий.
Экономия бюджетных средств Якутии в 2017 году составила 4,1 млрд. рублей, что позволило направить их на решение социальных задач.
За 1 квартал 2018 года, в сравнении с 1 кварталом предыдущего года, электропотребление прочих потребителей, в том числе крупных промышленных потребителей, за исключением населения, по Якутии увеличилось на 12 процентов.
При этом по прогнозным данным, с учетом заявок крупных потребителей, увеличение электропотребления региона планируется на 2019 год на 15 % в сравнении с 2018 годом.
Камчатский край сэкономил на тарифах 700,7 млн. рублей. Из них 380 млн. рублей было направлено на повышение заработной платы работникам учреждений культуры, социальным работникам, работникам учреждений здравоохранения. Еще 144,3 млн. рублей пошли, в том числе, на поддержку многодетных семей (включая ежемесячную выплату при рождении третьего ребенка и последующих детей), увеличение помощи гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации на 30%, региональную социальную доплату к пенсии. 176,3 млн. рублей определили на обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами учреждений здравоохранения.
Магаданская область сохранила в бюджете 669,5 млн. рублей. 553,5 млн. из них были направлены на снижение тарифов на коммунальные услуги. Еще 116 млн. пошли на социальные объекты. В частности, 27 млн. направлено на реконструкцию здания детского сада на 80 мест. Еще 18,5 млн. было заложено на оснащение областной детской больницы высокотехнологичным медицинским оборудованием, необходимым для оказания хирургической помощи детям.
Чукотский АО сэкономил 605,2 млн. рублей. Львиная доля средств - более 305 млн., было направлено также на снижение стоимости коммунальных услуг для населения. Еще 86,6 млн. распределили на повышение зарплаты медработникам. Оставшиеся средства направлены на развитие санавиации, оплату услуг интернета в малонаселенных пунктах и на "приобретение жилых помещений и поддержку индивидуального жилищного строительства".
Экономия Сахалинской области составила 526,3 млн. рублей. Высвободившиеся бюджетные средства были направлены на повышение на 10% заработной платы работников бюджетной сферы.
Общий объем субсидии на выравнивание тарифов на 2018 год по Дальневосточному региону утвержден в размере 17 млрд. рублей. Соответственно, данные сэкономленные средства, которые остаются в распоряжении у потребителей, используются для развития собственного дела, повышения фонда оплаты труда, а также для социальной помощи работникам предприятий, создавая в регионе положительный климат для новых инвестиций.
Между тем, например, такое крупное предприятие, как ООО "Транснефть-Восток" из-за высоких тарифов на электрическую энергию ранее приобретало электрическую энергию от основного поставщика только в течение 20 дней в месяц. В остальные дни, в целях экономии, запускало свои источники генерации. С введением же механизма выравнивания тарифов предприятие перешло на полный объем закупа электрической энергии, без загрузки собственных источников.
В ближайшей перспективе энергосистему Республики Саха (Якутия) ожидают серьезные изменения: с 1 января 2019 года планируется объединение Центрального и Западного энергорайона Республики Саха (Якутия) с ОЭС Востока и ОЭС Сибири и выход Республики Саха (Якутия) на оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - ОРЭМ), что в свою очередь несет существенные последствия для тарифного регулирования.
При выходе потребителей на высоком уровне напряжения на ОРЭМ, таких АК "АЛРОСА" (ПАО) и ООО "Транснефть-Восток", и при окончании действия механизма выравнивания тарифов, может сложиться рост среднего тарифа для потребителей в размере от 145 % до 158 %, в зависимости от уровней напряжения, в том числе рост для прочих потребителей в размере 195%. Данный факт предполагает рост финансовой нагрузки консолидированного бюджета Центральной, Западной и Южно-Якутской зоны Республики Саха (Якутия) в объеме ориентировочно на 1,2 млрд. рублей, только лишь в части расходов на электрическую энергию. Помимо этого, возможен резкий рост расходов на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения.
Исходя из вышеизложенного, единственным вариантом сохранения действующих уровней тарифов на электрическую энергию и мощность для потребителей Республики Саха (Якутия), а также для всего Дальневосточного региона является продление механизма действия выравнивания тарифов на электрическую энергию на территории Дальнего Востока до базового уровня на период 10 лет.
В связи с чем, вносится законодательная инициатива о продлении срока действия механизма выравнивания тарифов на электрическую энергию на Дальнем Востоке со среднероссийскими тарифами на 10 лет, для чего необходимы изменения в пункт 8.1 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-Ф3 "Об электроэнергетике", связанные с продлением срока действия до 1 января 2030 года.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.