Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 512599-7 "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N Пр-2165ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 22 сентября 2017 г. Правительству Российской Федерации поручено представить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменений, предусматривающих освобождение от налога на добавленную стоимость (далее - НДС) работ (услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта, либо установления ставки НДС в размере ноль процентов в отношении таких работ (услуг) (третий абзац подпункта "к" пункта 1 перечня).
В рамках исполнения указанного поручения Минфином России было отмечено, что установление нулевой ставки НДС в отношении работ (услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта, может возникнуть отрицательная разница между суммами НДС, исчисленными при их выполнении (оказании), и суммами этого налога, предъявленными продавцами товаров (работ, услуг), которая подлежит возмещению из федерального бюджета. Данное возмещение, по существу, будет являться субсидированием организаций, выполняющих (оказывающих) данные услуги, из федерального бюджета, что увеличит его дефицит. При этом принятие указанного решения создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов в отношении других операций, поименованных в статье 149 Налогового кодекса Российской Федерации и освобождаемых в настоящее время от НДС, что в конечном итоге приведет к дополнительным потерям доходов федерального бюджета.
В то же время следует отметить, что, как показывает практика применения НДС, снижение ставки НДС не является прозрачной мерой государственной поддержки, обеспечивающей целевое использование полученных средств, а также не гарантирует уменьшение стоимости работ (услуг) для конечного потребителя.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание потери доходов федерального бюджета, принятого с дефицитом, предложение об установлении нулевой ставки НДС в отношении работ (услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта, поддержано не было.
До принятия Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) организация регулярных перевозок по регулируемым тарифам осуществлялась как посредством размещения заказов (статья 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации), так и на условиях предоставления перевозчикам субсидий (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Как показывает практика, более 85% органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления применяли последнюю из указанных форм организации регулярных перевозок.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Одновременно, согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
На основании статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов. Предметом государственного (муниципального) контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
Таким образом, исполнитель в рамках государственного (муниципального) контракта фактически оказывает услуги пассажирам по перевозке с применением тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, и применением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке этими органами.
Учитывая изложенное, если по условиям государственного (муниципального) контракта исполнитель обязан осуществлять перевозки пассажиров и багажа, применять установленные уполномоченным государственным или муниципальным органом цены (тарифы) на услуги по перевозке пассажиров и багажа, предоставлять льготы по провозной плате категориям граждан, имеющим право на такие льготы в соответствии с законами и иными правовыми актами, то в этом случае выполняемые по государственному (муниципальному) контракту работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, освобождаются от налогообложения НДС на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем перевозки пассажиров, осуществляемые на основании указанных государственных контрактов, не входят в перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установленный пунктом 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная правовая коллизия приводит к необоснованному завышению ежемесячных бюджетных расходов в размере начисляемых и уплачиваемых исполнителями государственных контрактов сумм НДС, которые до принятия Федерального закона N 220-ФЗ не были предусмотрены и в настоящее время включаются в цену государственных контрактов.
В этой связи Минтрансом России письмом от 14 декабря 2016 г. N 03-03/21012-ИС направлены запросы в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с просьбой высказать свою позицию о целесообразности внесения изменений в пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в части дополнения указанного пункта положениями, позволяющими освободить от обложения налогом на добавленную стоимость работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам в соответствии с требованиями, установленными государственными (муниципальными) контрактами, предусматривающими оказание таких услуг.
В Минтранс России поступили позиции от 78 субъектов Российской Федерации, из которых 72 субъекта Российской Федерации поддержали указанную инициативу.
В целях однозначного толкования положений Налогового кодекса Российской Федерации представляется целесообразным внести соответствующие дополнения в пункт 2 статьи 149.
В связи с этим разработан проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект).
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации"
Вступление в силу проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации" и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.