Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 514297-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматривается сокращение до 1 января 2019 года срока приостановления действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которым лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии на весь период их проживания в сельской местности.
Следует отметить, что данная норма должна была вступить в силу 1 января 2016 года, но в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ действие частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" было приостановлено до 1 января 2017 года.
Дальнейшее приостановление действия указанных норм (Федеральным законом от 19 декабря 2016 N 428-ФЗ "О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" срок приостановления продлен до 1 января 2020 года) было обусловлено необеспеченностью источниками финансирования в очередном финансовом году и плановом периоде их реализации (пункт 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, предусмотренная Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" поддержка к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии крайне важна для граждан, проживающих в сельской местности, и в целом для устойчивого развития сельских территорий. Число потенциальных получателей указанной надбавки к пенсии составляет порядка 1,2 млн. человек.
Заработная плата в сельском хозяйстве на протяжении последних лет сохраняется на уровне 58% средней зарплаты по экономике, и в 2016 году составила всего 21,4 тысячи рублей (против 36,7 тысяч). Не удивительно, что и доля малоимущего населения на селе почти в 2 раза выше, чем в городе и составляет 19,5%.
Предложение о сокращении сроков "моратория" на указанную фиксированную выплату к пенсии сельским труженикам отражено, в том числе, в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 октября 2017 года N 2433-7 ГД "Об информации Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачева о ходе проведения уборочных сельскохозяйственных работ в Российской Федерации, национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, национальном докладе о карантинном фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации" и в рекомендациях расширенных парламентских слушаний "Правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских территорий", состоявшихся 7 декабря 2017 года в Государственной Думе.
Представленный законопроект позволит обеспечить взятые государством (установленные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") обязательства по оказанию поддержки сельским пенсионерам с 1 января 2019 года.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие законопроекта потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на исполнение данных положений составит в 2019 году - 18 038 297 316,0 тыс. рублей.
Расчетная численность получателей пенсий, попадающих под действие законопроекта составляет 1,2 млн. чел.
Средний размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (по инвалидности) неработающих пенсионеров, проработавших не менее 30 лет в сельском хозяйстве и проживающих в сельской местности составляет 4982,9 рублей.
Среднегодовой размер повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленного частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" - 14948,7 рублей.
Расчет расходов на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности неработающим пенсионерам, проработавшим не менее 30 лет в сельском хозяйстве и проживающим в сельской местности, к проекту федерального закона "О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 федерального закона "О страховых пенсиях"
Размер фиксированной выплаты в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ (руб/мес) |
4 982,9 |
Размер выплаты в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ (25% фиксированной выплаты) (руб/мес) |
1 245,7 |
Размер выплаты по части 14 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ на 1 чел в год (руб.) |
14 948,7 |
Количество получателей (чел.) |
1 206 680,0 |
Общие расходы (руб/год) |
18 038 297 316,0 |
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.