Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 512122-7 "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия" на период 2014-2020 годов"
Досье на проект федерального закона
В 2014 году Президентом Российской Федерации Путиным В.В. было принято решение о продолжении сотрудничества с Европейским союзом и государствами - членами ЕС в рамках программ приграничного сотрудничества на период 2014 - 2020 годов.
Программа приграничного сотрудничества "Россия - Латвия" на период 2014 - 2020 годов (далее - Программа) направлена на решение общих вызовов приграничных территорий посредством реализации совместных проектов г. Санкт-Петербурга, Ленинградской и Псковской областей и регионов Латвии Латгале и Видземе. Для Российской Федерации данный формат реализации приграничного сотрудничества является эффективным инструментом решения вопросов экономического и социального развития приграничных субъектов, а также дополнительным источником финансирования региональных инициатив.
Юридическим основанием участия Российской Федерации в Программе является Соглашение о финансировании и реализации Программы (далее - Соглашение), заключенное российской, европейской и латвийской сторонами. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N 2879-р российская сторона подписала Соглашение 29 декабря 2016 г. в городе Москве.
Структура Соглашения обусловлена наличием общих условий для всех программ приграничного сотрудничества Россия - ЕС на период 2014 - 2020 годов (Приложение I и Приложение II) и Особых условий реализации Программы. В Соглашении встречаются отсылочные нормы к текстам Совместного программного документа и документа, содержащего описание системы управления и контроля Программы, которые не являются приложениями к Соглашению.
Правовые основы взаимоотношений сторон в рамках реализации Программы определены в Соглашении, в частности:
- размеры финансовых взносов сторон, порядок перечисления средств и условия приостановления сторонами платежей по Программе. Поскольку средства Программы формируются за счет совместного взноса сторон, полученные российскими проектными партнерами средства из бюджета Программы не признаются иностранным финансированием;
- институциональная составляющая Программы;
- период реализации Программы;
- порядок проведения закупок в рамках реализации проектов Программы;
- налоговое и таможенное регулирование, согласно которому применяется режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в соответствии с законодательством каждой из сторон. Российская Федерация берет на себя соответствующие обязательства в рамках существующих международных договоров, составляющих правовую систему Российской Федерации;
- порядок раскрытия информации и передачи персональных данных участвующих в Программе физических лиц в базы данных органов управления Программой и по обоснованному требованию - в контрольные органы ЕС, указанные в статье 17.3 Приложения I;
- процедура возмещения необоснованных или нецелевым образом израсходованных программных средств;
- порядок осуществления контроля за расходованием средств Программы и предотвращения нарушений, мошенничества и коррупции.
Поскольку Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" оно подлежит ратификации.
Соглашением определены правила возмещения необоснованно потраченных средств Программы. В соответствии со статьей 16 Общих условий Соглашения в случае, если возврат средств сопряжен с требованием, предъявляемым партнеру, представляющему публично-правовую организацию (федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления), зарегистрированную в Российской Федерации, и Управляющий орган не в состоянии возместить долг, российский Национальный орган (Минэкономразвития России) обеспечивает возмещение необоснованно потраченных средств в соответствии с национальными правилами на основе полного пакета документов, представленного Управляющим органом Программы.
Кроме того, в Соглашении установлены правила проведения закупок, согласно которым предусмотрено разделение российских проектных партнеров на две категории: юридические лица, осуществляющие закупки согласно положениям Приложения И, и юридические лица, руководствующиеся при осуществлении закупок законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
Изъятия из законодательства Российской Федерации, предусмотренные Соглашением, касаются изменения правил доступа иностранных лиц к государственным закупкам, проводимым в рамках реализации Программы. Поскольку проектные партнеры получают финансирование в размере 90% от стоимости проекта из бюджета Программы, который формируется из взносов сторон, к участию в государственных закупках, проводимых в целях реализации проектов, допускаются на равных условиях лица, происходящие из стран, представители которых допущены к закупкам согласно правилам сторон. Исключение составляет предоставление национальной преференции в целях содействия развитию местного потенциала в отношении договоров на сумму не более 20 000 евро.
В целях установления контроля за использованием средств бюджета Программы частными компаниями, чьи закупки не урегулированы федеральным законодательством, разработаны соответствующие правила, содержащиеся в Приложении II ("Осуществление закупок российскими частными партнерами"). Приложение II закрепляет основные принципы, которыми руководствуются участники закупок, необходимые для реализации проектов Программы, устанавливает основания отстранения от участия в закупках и порядок осуществления закупок по договорам об оказании услуг, договорам на выполнение работ и договорам поставки.
В программном периоде 2007 - 2013 годов проведение закупок компаниями осуществлялось в соответствии с правилами ("Практическое руководство по осуществлению контрактных процедур в рамках внешнего содействия Европейского союза (PRAG)"), установленными в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Эстония - Латвия - Россия" от 18 ноября 2009 года.
Проект федерального закона и Соглашение не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и иных международных договоров Российской Федерации.
Проекты, реализуемые в рамках Программы, осуществляются на основе Соглашения и не включены в перечень мероприятий государственных программ Российской Федерации. Вместе с тем приоритетные направления деятельности, по которым отбираются проекты Программы, приняты при непосредственном участии российской стороны и сформированы с учетом основных направлений Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. N 2074-р (далее - Стратегия). Таким образом, проекты Программы создадут синергетический эффект с мероприятиями, осуществляемыми в соответствии со Стратегией.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия" на период 2014-2020 годов"
Обоснованием целесообразности финансирования программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия" на период 2014 - 2020 годов (далее - Программа) являются положительные результаты реализации программы приграничного сотрудничества "Эстония - Латвия - Россия" на период 2007 - 2013 годов (далее - программа 2007 - 2013 годов), их высокая финансовая и экономическая эффективность.
Вклад Российской Федерации в программу 2007 - 2013 годов составил 15 909 000 евро. При этом российские партнеры на реализацию проектов на российской территории использовали порядка 31 000 000 евро, в том числе за счет выделения программных средств из взноса Европейского союза.
Финансовая эффективность проектов программы 2007 - 2013 годов заключается в том, что финансирование, полученное на реализацию проектов на российской территории, превысило вклад Российской Федерации в бюджет программы 2007 - 2013 годов практически в два раза.
Экономическая эффективность программы 2007 - 2013 годов состоит в широком охвате секторов, по которым проводилась программная деятельность. Проекты программы 2007 - 2013 годов были направлены на защиту окружающей среды, сохранение историко-культурного наследия, развитие туризма, транспортных и логистических связей, содействие социально-экономическому развитию города Санкт-Петербурга, Ленинградской и Псковской областей.
Определенные в Совместном программном документе направления деятельности, по которым будут отбираться проекты Программы, включают развитие бизнеса, малых и средних предприятий, охрану окружающей среды, смягчение последствий изменения климата, улучшение доступности регионов.
Предварительная оценка проектных предложений города Санкт-Петербурга, Ленинградской и Псковской областей позволяет сделать вывод о том, что финансовое участие Российской Федерации в Программе будет способствовать достижению целей Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. N 2074-р, в таких сферах, как сохранение окружающей среды, внедрение экологически чистого производства, формирование условий для экономического и инновационного развития региона, и, как следствие, созданию новых рабочих мест.
В соответствии с Соглашением о финансировании и реализации Программы взнос Российской Федерации составляет 7 937 514 евро, из которых согласно ежегодному распределению финансовых взносов сторон, содержащемуся в Совместном программном документе, в 2018 году перечисляются 3 284 959,6 евро, включая 249 885 евро, предусмотренные на 2017 год, в 2019 году - 3 025 074,6 евро и в 2020 году - 1 627 479,8 евро.
Перечисление средств финансового взноса Российской Федерации будет осуществляться посредством привлечения в качестве финансового агента Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на условиях и в порядке, определяемых в соглашении между Российской Федерацией (Минфином России) и ЕБРР.
Финансирование указанных расходов запланировано за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год по подразделу "Международные отношения и международное сотрудничество" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия" на период 2014-2020 годов"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия" на период 2014-2020 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия" на период 2014-2020 годов"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия" на период 2014 - 2020 годов" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
2) постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
5) постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.