Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 512602-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей передачи страхового портфеля страховыми организациями"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей передачи страхового портфеля страховыми организациями" (далее - законопроект) предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ) и Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) в части устранения выявленных в правоприменительной практике пробелов и нереализуемых норм в регулировании передачи страхового портфеля с условием компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов.
Предлагаемые законопроектом изменения в Федеральный закон N 40-ФЗ уточняют:
- назначение резервов, формируемых профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом N 40-ФЗ, из средств, полученных профессиональным объединением страховщиков в виде отчислений страховщиков от страховых премий по договорам обязательного страхования, в целях последующего отнесения этих средств к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль (путем внесения изменений в статью 251 Налогового кодекса Российской Федерации в рамках отдельного законопроекта);
- источники компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов при передаче страхового портфеля управляющей страховой организации.
Предлагаемые законопроектом изменения в Федеральный закон N 127-ФЗ уточняют порядок передачи страхового портфеля на условиях компенсации профессиональным объединением недостающей части активов управляющей страховой организации либо управляющим страховым организациям в части:
- выбора профессиональным объединением управляющей страховой организации либо управляющих страховых организаций;
- возможности компенсации профессиональным объединением недостающей части активов исключительно денежными средствами;
- требований к срокам компенсации недостающей части активов;
- распределения недостающей части активов между несколькими управляющими страховыми организациями;
- указания в уведомлении о передаче страхового портфеля страховой организации информации о каждой управляющей страховой организации, а также информации о договорах страхования, передаваемых каждой из управляющих страховых организаций, в случае передачи страхового портфеля нескольким управляющим организациям;
- исключения нереализуемых положений, в соответствии с которыми:
остаток средств страховых резервов, переданных управляющей страховой организации и не использованных данной управляющей страховой организацией для исполнения обязательств по переданным договорам страхования, возвращается управляющей страховой организацией в конкурсную массу;
остаток средств, предназначенных для финансирования компенсационных выплат, переданных управляющей страховой организации и не использованных данной управляющей страховой организацией для исполнения обязательств по договорам страхования, возвращается управляющей страховой организацией в профессиональное объединение.
Предлагаемые меры позволят профессиональным объединениям более активно использовать механизмы передачи страхового портфеля с целью сохранения обязательств перед выгодоприобретателями по договорам обязательного страхования, заключенным страховыми организациями, исключенными из профессиональных объединений в связи с банкротством либо с отзывом лицензии на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Например, из Российского союза страховщиков, действительными членами которого в настоящее время являются 62 страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, за период с 2014 года по 2017 год по указанным причинам исключены 34 страховые организации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей передачи страхового портфеля страховыми организациями"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей передачи страхового портфеля страховыми организациями" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета. Принятие указанного федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей передачи страхового портфеля страховыми организациями"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей передачи страхового портфеля страховыми организациями" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей передачи страхового портфеля страховыми организациями" потребует внесения изменений в Положение Банка России от 23 июля 2015 года N 480-П "О порядке передачи страхового портфеля, согласования передачи страхового портфеля с Банком России, требованиях к содержанию договора о передаче страхового портфеля и акта приема-передачи" в части порядка передачи страхового портфеля с условием компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов.
Головным исполнителем по внесению изменений в Положение Банка России от 23 июля 2015 года N 480-П "О порядке передачи страхового портфеля, согласования передачи страхового портфеля с Банком России, требованиях к содержанию договора о передаче страхового портфеля и акта приема-передачи" является Банк России.
Срок подготовки - до истечения 90 дней после дня принятия проекта федерального закона во втором чтении.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей передачи страхового портфеля страховыми организациями"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей передачи страхового портфеля страховыми организациями" потребует внесения изменений в статью 251 Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения норм указанной статьи в отношении профессиональных объединений страховщиков, созданных в соответствии с федеральными законами о видах страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат.
Головным исполнителем по внесению изменений в статью 251 Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения норм указанной статьи в отношении профессиональных объединений страховщиков, созданных в соответствии с федеральными законами о видах страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, является Минфин России.
Срок подготовки - до принятия проекта федерального закона в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.