Досье на проект федерального закона
В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" при осуществлении упрощенной идентификации клиентов - физических лиц предусмотрено получение подтверждения факта прохождения упрощенной идентификации с мобильного телефона клиента - физического лица. Однако до настоящего времени указанная процедура порождает значительные риски в результате использования недобросовестными клиентами номеров мобильных телефонов, приобретенных у нелегальных продавцов без представления покупателем документов, удостоверяющих личность. Таким образом, использование в рамках процедуры идентификации подтверждающей процедуры информирования клиента на номер мобильного телефона не достигает своей цели, а наоборот, формирует дополнительный риск нарушения положений антилегализационного законодательства. Одной из основных причин возникновения таких рисков является отсутствие единой системы проверки принадлежности абонентского номера конкретному лицу.
Помимо этого, одной из ключевых причин многочисленных жалоб граждан на финансовые организации является получение гражданами требований об уплате задолженности за неизвестное им третье лицо вследствие распространенной практики предоставления оператором связи новому абоненту SIM-карты, ранее использовавшейся другим абонентом, т.н. "токсичного" телефонного номера. Использование указанных номеров кредиторами при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности доставляет массу неудобств лицам, не имеющим никакого отношения к долгам предыдущего владельца SIM-карты.
Эти же "токсичные" SIM-карты существенно повышают риски использования мобильных телефонов для подтверждения юридически значимых действий при взаимодействии граждан с бюро кредитных историй и различными государственными информационными системами.
Таким образом, в различных секторах финансового рынка возникают и нарастают с течением времени сходные по своей природе риски совершения операций неуполномоченными лицами либо лицами, имеющими умысел на совершение правонарушения с использованием ложной информации о факте принадлежности номера мобильного телефона иному лицу.
О масштабности проблемы свидетельствуют официальным данные Роскомнадзора (https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news56842.html) согласно которым только за март 2018 года Роскомнадзором совместно с представителями МВД России было проведено более 150 мероприятий по пресечению незаконной реализации SIM-карт операторов мобильной связи. По результатам проведенных мероприятий изъято 4615 незаконно распространяемых SIM-карт. Из них 3305 SIM-карт принадлежали ПАО "ВымпелКом", 372 - ПАО "МегаФон", 634 - ПАО "МТС", 177 - ООО "Т2 Мобайл" и 127 - другим операторам связи. По итогам в отношении нарушителей составлено 96 протоколов об административных нарушениях. При этом нарушения, как правило, касаются заключения договора об оказании услуг связи неуполномоченным лицом. Другие нарушения связаны с продажей SIM-карт без заключения договора и предъявления покупателем документа, удостоверяющего личность.
Информация Роскомнадзора также свидетельствует о системном характере указанной проблемы. Так, 11 июля 2018 г. Управлением Роскомнадзора по Центральному федеральному округу Москвы и органами МВД России было единовременно изъято более 20,7 тыс. SIM-карт, предназначенных для незаконной продажи (https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news59428.html)
В целях решения указанных проблем разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект).
Законопроектом предусматривается создание Единой информационной системы проверки сведений об абоненте - физическом лице и о пользователях услугами связи абонента - юридического лица, индивидуального предпринимателя либо физического лица (далее - система проверки сведений об абоненте).
Система проверки сведений об абоненте представляет собой единую точку подключения для всех участников взаимодействия на базе универсального программного интерфейса (шлюз), который при этом не осуществляет сбор и хранение предусмотренной законопроектом информации. Полученный запрос пользователя системы будет в зашифрованном виде автоматически перенаправляться присоединенному к системе оператору подвижной радиотелефонной связи, осуществляющему в данный момент обслуживание номера абонента. Данные об абонентах - физических лицах и о пользователях услугами связи абонента - юридического лица, индивидуального предпринимателя либо физического лица также будут передаваться операторами связи с использованием системы проверки сведений об абоненте. Такая модель взаимодействия будет реализована на основе регулируемых Правительством Российской Федерации тарифов и единого технологического решения, что позволит обеспечить доступность указанного сервиса для всех категорий заинтересованных организаций, а также позволят максимально охватить всех пользователей услуг связи.
Взаимодействие операторов связи с оператором системы проверки сведений об абоненте будет происходить на основании двусторонних соглашений. Заинтересованные организации вправе получать услуги системы проверки сведений об абоненте путем заключения с ее оператором соответствующего договора.
Пользователи системы с помощью системы проверки сведений об абоненте смогут получать информацию о подтверждении соответствия сведений об абонентском номере, фамилии, имени, отчестве (при наличии), серии и номере документа, удостоверяющего личность, предоставленных физическим (юридическим) лицом пользователю системы проверки сведений об абоненте, сведениям, заявленным в абонентском договоре, достоверность которых была подтверждена при осуществлении оператором подвижной радиотелефонной связи.
Все необходимые технические аспекты функционирования системы проверки сведений об абоненте, а также предусмотренные в Законопроекте функциональные возможности системы были апробированы и протестированы в ходе испытаний программного обеспечения в период с 16.10.2017 по 28.12.2017 специалистами ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" (действующий оператор Базы данных перенесенных номеров) с участием заинтересованных кредитных организаций и операторов связи.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация предлагаемого проектом федерального закона решения не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" и иные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.