Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 518084-7 "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на смягчение административной нагрузки на российских экспортеров и импортеров при осуществлении ими внешнеторговой деятельности.
В настоящее время российские компании-экспортеры и индивидуальные предприниматели подпадают под штрафные санкции за любые, даже незначительные, нарушения сроков поступления валютной выручки на счет в уполномоченном банке, которые в значительном количестве случаев происходят по вине контрагента-нерезидента и на которые резидент-экспортер повлиять в большинстве случаев не может. В итоге российские компании и индивидуальные предприниматели вынуждены нести дополнительную финансовую нагрузку, вести переговорные процессы с иностранными контрагентами, оформлять большое количество дополнительных соглашений к контрактам на "мелкие просрочки" (менее 30 дней), представлять дополнительные соглашения в уполномоченные банки для учета.
В связи с этим законопроектом предусматривается предоставление российским экспортерам дополнительной возможности урегулирования проблем с иностранным контрагентом без рисков получения штрафа за обстоятельства, на которые экспортеры-резиденты не в силах повлиять. Данная мера позволит снизить избыточное административное давление на российских экспортеров при возникновении технических просрочек выполнения покупателями условий экспортных контрактов, а также при возникновении претензий со стороны иностранных контрагентов по условиям поставки, даст возможность резидентам предпринимать необходимые меры по урегулированию данных претензий в соответствии с международной практикой и обычаями делового оборота.
Законопроектом также предусматривается значительное снижение административных штрафов за незачисление денежных средств, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом) и договором займа, на счета в уполномоченных банках, а также за незачисление денежных средств, уплаченных нерезидентам за непоставленные товары, невыполненные работы или неоказанные услуги.
Законопроектом предусматривается:
установление 30-дневного периода, в течение которого не наступает административная ответственность за невыполнение резидентом в срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом), обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
установление размера административного штрафа для юридических лиц- резидентов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пяти процентов до тридцати процентов суммы денежных средств, не зачисленных на счета резидентов в уполномоченных банках, вместо действующей в настоящее время санкции в части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) (административный штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках).
Законопроектом также устанавливается 30-дневный период, в течение которого не наступает административная ответственность за невыполнение резидентом в срок, установленный внешнеторговым договором (контрактом), обязанности по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на свои банковские счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными валютным законодательством Российской Федерации, по внешнеторговым контрактам, для которых валютным законодательством Российской Федерации предусматривается оформление паспорта сделки, валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации (изменения в абзаце первом статьи 41 статьи 15.25 КоАП).
Аналогично в отношении российских импортеров законопроектом предусматривается:
установление 30-дневного периода, в течение которого не наступает административная ответственность за невыполнение резидентом в срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом), обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
установление размера административного штрафа для юридических лиц-резидентов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пяти процентов до тридцати процентов суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию на банковские счета резидентов в уполномоченных банках, вместо действующей в настоящее время санкции в части 5 статьи 15.25 КоАП (административный штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках).
Кроме того, для лиц, включенных в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утверждаемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, законопроектом предусматривается, что совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП, влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех процентов до пяти процентов размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части либерализации мер ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета, не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
решений, предлагаемых к принятию проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации" не повлечет за собой необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует принятия Правительством Российской Федерации постановления, устанавливающего порядок включения в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых применяется административная ответственность, установленная частями 4 и 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от трех процентов до пяти процентов размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Головным исполнителем по разработке проекта акта предлагается определить Минфин России, соисполнителями - Минэкономразвития России, ФНС России, ФТС России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Банка России. Срок подготовки проекта акта - 60 дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.