Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 519348-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект разработан в целях совершенствования управления находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и формирования доходов федерального бюджета, а также в целях повышения эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий.
На сегодняшний день вопрос о размере дивидендных выплат и части прибыли ФГУПов, перечисляемой в федеральный бюджет, регулируется на уровне актов Правительства Российской Федерации.
С 2012 года размер дивидендных выплат для акционерных обществ был установлен на уровне не менее 25 процентов чистой прибыли акционерного общества (без учета доходов, полученных от переоценки финансовых вложений), до этого минимальный размер дивидендов для госкомпаний не устанавливался.
В 2016 году Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 705-р по вопросам выплаты дивидендов по итогам работы за 2015 год было постановлено, что сумма дивидендов не может быть меньше большей из 2 величин - 50 процентов чистой прибыли акционерного общества (без учета доходов и расходов от переоценки обращающихся на рынке ценных бумаг акций дочерних обществ и относящегося к ним налога на прибыль), определенной по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, или 50 процентов чистой прибыли акционерного общества, определенной по данным консолидированной финансовой отчетности акционерного общества.
Такая мера была введена в целях мобилизации доходов федерального бюджета, и она показала свою эффективность.
По оценкам Минфина России, 50-процентные выплаты принесут в 2017-2019 годах дополнительно 675 млрд. рублей.
Однако важно отметить, что в действующих актах Правительства есть возможность установления иного размера дивидендов по отдельному решению Правительства Российской Федерации. Кроме того, существует возможность снижения дивидендной базы за счет необходимости расширения инвестиционных программ компаний.
Это предоставило возможность ряду компаний, таким как "Газпром" и "Транснефть" не выполнить предписание о выплате 50 % дивидендов по международным стандартам финансовой отчетности. В 2016 году "Газпром" направил на дивиденды даже более 50%, но не по МСФО, а по РСБУ. По международным стандартам финансовой отчетности получилось, что "Газпром" выплатил лишь 23,7% от чистой прибыли.
До настоящего времени акт Правительства Российской Федерации об обязательной выплате 50 % прибыли на дивиденды не принят и такой размер носит рекомендательный характер. В связи с этим, по оценкам Счетной палаты Российской Федерации, федеральный бюджет в 2018 году недополучит дивидендов госкомпаний на сумму 43,2 млрд. рублей.
В целях установления единой дивидендной политики в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, а также обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий законопроектом предлагается установить на законодательном уровне сумму дивидендов и порядок ее определения, а также часть чистой прибыли, подлежащей зачислению в федеральный бюджет.
Такая мера позволит мобилизовать доходы федерального бюджета и исключит возможность неисполнения установленного законом предписания со стороны крупных акционеров.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, или принятия актов федерального законодательства.
В случае принятия указанного федерального закона потребуется внесение изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации в части определения размера дивидендов обществ, и части прибыли государственных предприятий, подлежащих перечислению в федеральный бюджет:
1. Постановление Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий";
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года N 774-р "О формировании позиции акционера - Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.