Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 519515-7 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения единого подхода в предоставлении военнослужащим дополнительного отдыха за привлечение их к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и направлен на социальную защиту военнослужащих, проходящих военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, которые в соответствии с Федеральной целевой программой "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004 - 2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. N 523 (далее - Федеральная целевая программа), переведены на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее - военнослужащие воинских частей постоянной готовности), в части, касающейся предоставления им дополнительного отдыха за привлечение их к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени на общих основаниях.
В соответствии с Федеральной целевой программой отдельные соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск (преобразованы в пограничные органы ФСБ России), внутренних войск МВД России (преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации") переведены на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
Права, свободы, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей определены Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", в соответствии с которыми военнослужащим воинских частей постоянной готовности не предоставляется дополнительный отдых, предусмотренный пунктами 1 и 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
До реализации Федеральной целевой программы и вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" всем военнослужащим, проходящими военную службу по контракту, предоставлялся дополнительный отдых за привлечение их к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.
В целях компенсации военнослужащим воинских частей постоянной готовности дополнительных ограничений и нагрузок, обусловленных характером военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в том числе связанных с участием в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ пункт 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнен новым абзацем, согласно которому указанным военнослужащим дополнительно выплачивалась дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), но не более размеров, установленных в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 808 "О порядке и размерах выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно, а также выплаты надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности" (утратило силу с 1 января 2012 г.).
В связи с вступлением в силу с 1 января 2012 г. Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", принятого с целью формирования новой системы денежного довольствия с упорядоченным набором дополнительных выплат и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, подзаконные акты, устанавливавшие указанную надбавку за особые условия боевой подготовки, утратили силу.
Отсутствие какой-либо формы компенсации (предоставление дополнительного отдыха или денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха) военнослужащим воинских частей постоянной готовности за привлечение их к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени ставит их в худшее положение и в неравные правовые условия относительно остальных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с точки зрения объема социальных гарантий и порядка их предоставления.
Конституционным Судом Российской Федерации в своем определении от 9 декабря 2014 г. N 2743-О "По жалобе гражданина Маркова Ивана Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 31 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" высказана правовая позиция, отмечающая, что определение форм компенсации военнослужащим повышенных нагрузок при необходимости выполнения ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени - прерогатива законодателя и уполномоченных им органов исполнительной власти, которые могут для воинских подразделений, выполняющих специальные задачи, предусмотреть в качестве компенсации соответствующие денежные выплаты (например, повышение оклада, особую надбавку или доплату в составе денежного довольствия и др.) или иные предоставления взамен дополнительных дней отдыха, однако в силу универсального характера конституционного права на отдых они не вправе, регламентируя служебное время и время отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вводить такие правила, которые предусматривали бы выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени без какой-либо компенсации.
Учитывая положения действующего законодательства Российской Федерации, установить в качестве компенсации соответствующие денежные выплаты или иные компенсации военнослужащим воинских частей постоянной готовности, предоставленные взамен дополнительных дней отдыха за привлечение их к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, не представляется возможным.
Законопроектом предусматривается отмена ограничений по предоставлению военнослужащим воинских частей постоянной готовности дополнительного отдыха за привлечение их к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, уравняв их таким образом в правах с другими военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
Согласно подпункту "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является важным аспектом в процессе совершенствования военной службы в Российской Федерации, поэтому создание условий привлекательности военной службы от части и решается положениями законопроекта.
Реализация законопроекта не повлечет расходов из федерального бюджета и будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Вносимые законопроектом изменения соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта будет способствовать повышению престижа военной службы по контракту и уровня социального обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации и войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не предусматривают введения новых расходных обязательств Российской Федерации, в связи с чем реализация Федерального закона выделения дополнительных средств из федерального бюджета не потребует.
Перечень
Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" потребует разработки проекта указа Президента Российской Федерации "О признании утратившими силу отдельных положений актов Президента Российской Федерации по вопросам прохождения военной службы" (далее - проект указа). Разработка проекта указа обоснована необходимостью исключения из Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", а также Указа Президента Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 3 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237" положений, определяющих, что военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, дополнительный отдых в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не предоставляется.
Срок подготовки проекта указа - 3 месяца со дня вступления в силу федерального закона.
Цель разработки проекта указа - приведение отдельных положений актов Президента Российской Федерации по вопросам прохождения военной службы в соответствие с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (в редакции проекта федерального закона).
Предмет правового регулирования проекта указа - общественные отношения, связанные с реализацией права на отдых военнослужащими, проходящими военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности.
Головной исполнитель проекта указа - Росгвардия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.