Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 537126-7 "О создании межрайонных, районных судов Тульской области и об упразднении некоторых городских, районных судов Тульской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе межрайонных судов Тульской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О создании межрайонных, районных судов Тульской области и об упразднении некоторых городских, районных судов Тульской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе межрайонных судов Тульской области" разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 1, 3, 32, 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
Принятие законопроекта направлено на совершенствование судебной системы Тульской области и позволит привести систему районных, городских судов Тульской области в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.
Среднемесячная нагрузка судей в 2014 году по Тульской области в среднем составила 32 дела на одного судью. Среднемесячная нагрузка судей в 2014 году в Белевском, Заокском, Чернском районных судах составила 20 дел на одного судыо.
Среднемесячная нагрузка судей в 2015 году но Тульской области в среднем составила 33 дела на одного судыо. Среднемесячная нагрузка судей в 2015 году в Белевском, Заокском, Чернском районных судах составила 21,5 дела на одного судыо.
Среднемесячная нагрузка судей в 2016 году но Тульской области в среднем составила 35 дел на одного судыо. Среднемесячная нагрузка судей в 2016 году в Белевском, Заокском, Чернском районных судах составила 24 дела на одного судыо.
Анализ показателей нагрузки на судей в 2014 - 2016 годах свидетельствует о том, что нагрузка судей районных (городских) судов Тульской области превышает нагрузку судей в Белевском, Заокском, Чернском районных судах в 1,5 раза.
Предлагаемый проект федерального закона "О создании межрайонных, районных судов Тульской области и об упразднении некоторых городских, районных судов Тульской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе межрайонных судов Тульской области" позволит равномерно распределить нагрузку судей и высвободить штатные единицы для дальнейшего распределения внутри судебной системы Тульской области.
Согласно статье 1 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" к федеральным судам общей юрисдикции относятся в том числе районные суды, городские суды, межрайонные суды. Перечисленные суды именуются в данном федеральном законе как районные суды.
Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" позволяет создавать районный суд в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 32 Федерального конституционного закона).
В связи с этим проектом предлагается упразднить Белевский, Заокский, Чернский районные суды и присоединить их к судам, судебный район которых охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов.
При объединении Заокского районного суда Тульской области (4-составной) и Алексинского городского суда Тульской области (9-составной) создается Алексинский межрайонный суд Тульской области с численностью судей 12 человек, что позволит высвободить одну штатную единицу для дальнейшего распределения внутри судебной системы области.
При объединении Белевского районного суда Тульской области (4-составной) и Суворовского районного суда Тульской области (5-составной) создается Суворовский межрайонный суд Тульской области с численностью судей 8 человек, что позволит высвободить одну штатную единицу для дальнейшего распределения внутри судебной системы области.
При объединении Плавского районного суда Тульской области (4-составной) и Чернского районного суда Тульской области (4-составной) создается Плавский межрайонный суд Тульской области с численностью судей 8 человек, что позволит равномерно распределить нагрузку судей между двумя районами.
Схема размещения судов останется неизменной.
Штатная численность судей и работников аппаратов упраздненных судов частично будет передана в районные суды Тульской области.
На местах упраздненных судов будут сформированы судебные присутствия: в городе Белеве Белевского района Тульской области, в рабочем поселке Заокский Заокского района Тульской области, в рабочем поселке Чернь Чернского района Тульской области.
Таким образом, упразднение Белевского, Заокского, Чернского районных судов Тульской области с одновременной передачей отнесенных к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Суворовского, Алексинского, Плавского межрайонных судов Тульской области не повлечет за собой ограничение деятельности по осуществлению правосудия и не подорвет стабильности судебной системы Тульской области в целом.
При разработке проекта федерального закона были приняты во внимание и учитывались численность населения административных образований, входящих в создаваемый судебный район, количество судей, нагрузка на них, развитость транспортной инфраструктуры, размещение иных органов власти, их территориальных подразделений, в том числе прокуратуры, следствия, судебных приставов и др.
Создание более крупных по своему составу районных судов позволит более равномерно распределить нагрузку на судей, что обеспечит сокращение сроков рассмотрения дел. Кроме того, создание судов, юрисдикция которых распространяется на несколько смежных районов, будет способствовать укреплению самостоятельности и независимости судей, что является одним из приоритетных направлений судебно-правовой реформы России.
Наряду с этим Федеральным законом от 2 декабря 2008 года N 227-ФЗ "Об упразднении некоторых районных судов Тульской области" в 2009 году были упразднены шесть районных судов Тульской области (Арсеньевский, Воловский, Дубенский, Каменский, Куркинский и Тепло-Огаревский) с передачей вопросов осуществления правосудия в ведение четырех районных судов (Богородицкого, Ефремовского, Одоевского и Щекинского).
Исходя из положений статьи 32 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", учитывая административно-территориальное устройство Тульской области, установленное Законом Тульской области от 27 декабря 2007 года N 954-ЗТО "Об административно-территориальном устройстве Тульской области", предлагается:
создать Богородицкий межрайонный суд Тульской области, установить его юрисдикцию на территории Богородицкого, Воловского и Куркинского районов Тульской области и, соответственно, упразднить Богородицкий районный суд Тульской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Богородицкого межрайонного суда Тульской области;
создать Ефремовский межрайонный суд Тульской области, установить его юрисдикцию на территории Ефремовского и Каменского районов Тульской области и, соответственно, упразднить Ефремовский районный суд Тульской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Ефремовского межрайонного суда Тульской области;
создать Одоевский межрайонный суд Тульской области, установить его юрисдикцию на территории Одоевского, Дубенского и Арсеньевского районов Тульской области и, соответственно, упразднить Одоевский районный суд Тульской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Одоевского межрайонного суда Тульской области;
создать Щекинский межрайонный суд Тульской области, установить его юрисдикцию на территории Щекинского и Тепло-Огаревского районов Тульской области и, соответственно, упразднить Щекинский районный суд Тульской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Щекинского межрайонного суда Тульской области.
Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, предусмотрено образование постоянных судебных присутствий районного суда (районного суда, городского суда, межрайонного суда).
В связи с тем, что указанный Федеральный конституционный закон был принят после объединения судов в Тульской области, вопросы создания постоянных судебных присутствий в момент принятия Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Тульской области" решены не были. Фактически судьи упраздненных (реорганизованных) судов продолжают осуществлять правосудие по прежним местам дислокации судов. То есть имеет место образование территориально обособленных структурных единиц районных судов с постоянным штатом, правовой статус которых не определен.
Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" не предусматривает возможности образования каких-либо подразделений судов общей юрисдикции, кроме постоянного судебного присутствия. Следовательно, статус указанных структурных единиц районных судов требует уточнения.
Это предлагается сделать настоящим проектом, образовав постоянные судебные присутствия в рабочем поселке Волово Воловского района Тульской области, в рабочем поселке Куркино Куркинского района Тульской области, в селе Архангельское Каменского района Тульской области, в рабочем поселке Арсеньево Арсеньевского района Тульской области, в рабочем поселке Дубна Дубенского района Тульской области, в рабочем поселке Теплое Тепло-Огаревского района Тульской области.
Также согласно части 1 статьи 32 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.
Для приведения в соответствие с указанной нормой Закона, учитывая административно-территориальное устройство Тульской области, установленное Законом Тульской области от 27 декабря 2007 года N 954-ЗТО, предлагается:
создать Кимовский районный суд Тульской области, установить его юрисдикцию на территорию Кимовского района Тульской области и, соответственно, упразднить Кимовский городской суд Тульской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Кимовского районного суда Тульской области;
создать Новомосковский районный суд Тульской области, установить его юрисдикцию на территорию Новомосковского района Тульской области и, соответственно, упразднить Новомосковский городской суд Тульской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Новомосковского районного суда Тульской области;
создать Узловский районный суд Тульской области, установить его юрисдикцию на территорию Узловского района Тульской области и, соответственно, упразднить Узловский городской суд Тульской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Узловского районного суда Тульской области.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О создании межрайонных, районных судов Тульской области и об упразднении некоторых городских, районных судов Тульской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе межрайонных судов Тульской области"
Принятие проекта федерального закона "О создании межрайонных, районных судов Тульской области и об упразднении некоторых городских, районных судов Тульской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе межрайонных судов Тульской области" предусматривает передачу полномочий по рассмотрению судебных дел в юрисдикцию Алексинского, Плавского, Суворовского, Богородицкого, Ефремовского, Одоевского, Щекинского межрайонных судов, Кимовского, Новомосковского, Узловского районных судов Тульской области, что повлечет за собой дополнительные расходы средств федерального бюджета.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Федерального закона, будет осуществлено за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание судов общей юрисдикции.
Согласно расчету Управления Судебного департамента в Тульской области на указанные цели потребуется 2085000 руб., в том числе:
1) в связи с сокращением 3 администраторов районных судов возникнут расходы на выплату выходного пособия в размере среднего месячного денежного содержания в соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации - в размере 100000 руб.,
2) на хозяйственно-операционные расходы потребуется 1985000 руб., в том числе:
на замену вывесок на зданиях судов - 85000 руб.;
на изготовление гербовых печатей - 38000 руб.;
на изготовление штампов - 35000 руб.;
на публикацию объявлений в средствах массовой информации - 50000 руб.;
на изготовление удостоверений гражданским служащим - 157000 руб.,
на организацию каналов связи типа "точка-точка" между зданиями судов, планируемых к объединению, - 1620000 руб.
Перечень актов
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О создании межрайонных, районных судов Тульской области и об упразднении некоторых городских, районных судов Тульской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе межрайонных судов Тульской области"
Принятие федерального закона "О создании межрайонных, районных судов Тульской области и об упразднении некоторых городских, районных судов Тульской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе межрайонных судов Тульской области" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.