Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 542914-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия"
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия" (далее - Соглашение) было подписано 24 мая 2018 г. в г. Санкт-Петербурге во исполнение указания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 31 марта 2016 г. N Пр-583 и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2018 г. N 752-р.
ПАО "Газпром" с 2009 года начало поставки природного газа в Республику Южная Осетия (далее - РЮО) с территории России по газопроводу "Дзуарикау - Цхинвал" производительностью 252,5 млн. куб. м/год. В настоящее время потребности РЮО в природном газе составляют порядка 35 - 36 млн. куб. м/год и полностью удовлетворяются поставками российского газа по указанному газопроводу. При таком объеме потребления загрузка газопровода не превышает 15%, что не позволяет обеспечить окупаемость инвестиций ПАО "Газпром" в строительство газопровода.
В 2015 году Правительство РЮО утвердило разработанную ПАО "Газпром" Генеральную схему газификации РЮО на период до 2025 года, которая предусматривает газификацию сетевым газом 190 населенных пунктов РЮО посредством строительства 528 км межпоселковых и 373 км внутрипоселковых газопроводов. Объем капитальных вложений в реализацию Генсхемы оценивается в 2,0 млрд. рублей. Реализация Генсхемы предусматривает к 2025 году увеличение годового объема потребления сетевого газа в РЮО в 5 раз (с 36,6 млн. куб. м в 2016 году до 186,8 млн. куб. м к 2025 году), что позволит нарастить загрузку газопровода "Дзуарикау - Цхинвал" с 14,5% в 2016 году до 74% в 2025 году. В настоящее время югоосетинская сторона не имеет источников финансирования указанных работ.
С учетом проводимой Российской Федерацией политики поддержки социально-экономического развития Республики Южная Осетия в целях повышения уровня окупаемости инвестиций ПАО "Газпром" в строительство газопровода "Дзуарикау - Цхинвал" за счет роста его загрузки с южноосетинской стороной проработана модель развития дальнейшего сотрудничества, предусматривающая:
1) консолидацию в собственность ПАО "Газпром" 100% акций ОАО "Газпром - Южная Осетия" (в настоящее время ПАО "Газпром" принадлежит 75% акций + 1 акция, Правительству РЮО - 25% - 1 акция) с передачей на его баланс югоосетинской стороной за символическую плату имеющихся активов в сфере распределения и реализации газа на территории РЮО;
2) гарантии сохранности инвестиций ПАО "Газпром" и стабильные условия финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Газпром - Южная Осетия";
3) обязательства ПАО "Газпром" по вложению инвестиций в газификацию РЮО в соответствии с утвержденной Генеральной схемой.
Соглашение содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, и подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
В частности, статья 9 Соглашения содержит арбитражную оговорку, которая устанавливает иные правила, чем содержатся в арбитражном процессуальном законодательстве. Согласно статье 247 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Исполнение Соглашения не потребует изменения законодательства Российской Федерации или принятия новых федеральных законов.
Проекты федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации о ратификации Соглашения не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров, участником которых является Российская Федерация.
Предлагаемые в проекте федерального закона о ратификации Соглашения решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация Соглашения не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета, за исключением возможных расходов в случае рассмотрения споров, которые могут возникнуть между российской стороной и уполномоченной организацией югоосетинской стороны в международном арбитраже, как это предусмотрено статьей 9 Соглашения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия"
Реализация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета, за исключением возможных расходов в случае рассмотрения споров, которые могут возникнуть между российской стороной и уполномоченной организацией югоосетинской стороны в международном арбитраже, как это предусмотрено статьей 9 Соглашения.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.