Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 545142-7 "О внесении изменений в статью 53 Федерального закона "О связи"
Досье на проект федерального закона
На сегодняшний день банками активно используются различные формы дистанционного обслуживания физических лиц (с помощью приложений в мобильном телефоне, личном кабинете в сети Интернет). С помощью дистанционных сервисов осуществляется оплата коммунальных услуг, производятся платежи в пользу третьих лиц, открываются вклады. Вместе с тем использование таких сервисов порождает разного рода мошеннические схемы, с которыми сталкиваются граждане.
Например, одной из причин несанкционированного доступа к системам дистанционного банковского обслуживания является получение злоумышленниками кодов подтверждений, направляемых на номер клиента банка.
В целях защиты прав физических лиц при переводах денежных средств кредитная организация должна приостановить направление клиенту сообщений (кодов) о принятии к исполнению распоряжений, в случае если ей стало известно о признаках, указывающих на изменение получателя информации или отправителя сообщений (кодов) с номера телефона, указанного в договоре с клиентом. Такая обязанность предусмотрена пунктом 2.8.8 Положения о требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, утвержденного Банком России 9 июня 2012 г. N 382-П (далее - Положение).
К признакам, указанным в пункте 2.8.8 Положения, может относиться информация в отношении абонента - физического лица или пользователя услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя о фактах замены идентификационного модуля (SIM-карты), приостановления оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, расторжения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, включения (выключения) переадресации голосовых вызовов и (или) коротких текстовых сообщений, а также иные сведения (далее - информация о статусе обслуживания абонента).
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон "О связи") не наделяет операторов подвижной радиотелефонной связи правом передавать указанные сведения кредитным организациям.
Отсутствие у банков информации о статусе обслуживания абонента снижает эффективность борьбы с мошенническими действиями и порождает судебные споры (см., например, апелляционное определение Самарского областного суда от 9 июля 2015 г. по делу N 33-6971/2015, апелляционное определение Новгородского областного суда от 23 июля 2014 г. по делу N 2-1463/14-33-1635, апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 июня 2015 г. по делу N 33-8962/2015).
Информация о статусе обслуживания абонента имеет технический характер и не содержит сведений, относящихся к персональным данным, так как не позволяет идентифицировать физическое лицо.
Поскольку перечень информации о статусе обслуживания абонента будет закреплен в законодательстве, предлагается установить, что согласие физического лица на передачу таких сведений не требуется.
Передачу информации о статусе обслуживания абонента операторами подвижной радиотелефонной связи кредитным и иным организациям предлагается осуществлять на основании договора.
Принятие законопроекта создаст правовую основу реализации информационного обмена между операторами подвижной радиотелефонной связи и кредитными организациями, а также иными организациями, определяемыми Правительством Российской Федерации, с целью противодействия мошенническим действиям на финансовом рынке при обслуживании (приеме на обслуживание) указанными организациями лиц. Это повысит уровень безопасности дистанционного обслуживания, позитивно отразится на развитии финансовой сферы и будет способствовать росту доверия граждан к финансовым институтам.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 53 Федерального закона "О связи"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 53 Федерального закона "О связи" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 53 Федерального закона "О связи"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 53 Федерального закона "О связи" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.