Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 546450-7 "О внесении изменения в статью 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Досье на проект федерального закона
Анализ деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в том числе в ходе их применения в Сирийской Арабской Республике, показал, что военнослужащие представляют особый интерес для специальных служб отдельных государств, террористических и экстремистских организаций. Информация, размещенная военнослужащими в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет) или в средствах массовой информации (далее - СМИ), применяется для информационного и информационно-психологического воздействия, а также в отдельных случаях для формирования предвзятой оценки государственной политики Российской Федерации.
В целях нейтрализации указанного воздействия, соблюдения баланса между потребностью военнослужащих в свободном обмене информацией и ограничениями, связанными с необходимостью обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере, подготовлен указанный проект, устанавливающий запрет военнослужащим (военнослужащим - иностранным гражданам) (далее - военнослужащие) размещать в СМИ и Интернете информацию (в том числе фото-, видеоматериалы, данные геолокации и другую информацию) о себе и других военнослужащих, позволяющую раскрыть их ведомственную принадлежность, о своей служебной деятельности либо служебной деятельности других военнослужащих, о деятельности воинских частей, организаций и подразделений, в которых военнослужащие проходят военную службу, и о месте их дислокации (нахождения), за исключением случаев, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Указанная норма является формально определенной, точной, не допускающей произвольного применения, так как затрагивает исключительно ограничение на распространение информации, связанной только со служебной деятельностью военнослужащих либо деятельностью воинских частей и организаций, не относит указанную информацию к категории "информации ограниченного доступа" и соответствует положениям статьи 16.2 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" и статьи 19.1 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране".
За нарушение указанного запрета в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", каждый военнослужащий, независимо от его должности и звания, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности властью соответствующего командира. Одновременно с этим дополнительно в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, как основного носителя информации о деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и, как следствие, объекту информационного или информационно-психологического воздействия, в связи с нарушением предусмотренных запретов, ограничений и обязанностей может быть применена мера по его досрочному увольнению с военной службы в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе".
Предлагаемый законопроект не распространяется на граждан, уволенных с военной службы.
При разработке законопроекта учитывался зарубежный опыт.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" с 4 по 10 октября 2017 г. законопроект размещался на официальном портале regulation.gov.ru в Интернете для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, по результатам которой заключений не поступало.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" с 4 по 18 октября 2017 г. на официальном портале regulation.gov.ru в Интернете проводилось общественное обсуждение законопроекта.
Замечаний и предложений по результатам общественного обсуждения законопроекта не поступало.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не повлечет за собой расходов федерального бюджета и будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Минобороны России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.
Увеличение штатной численности федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, не потребуется.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Вместе с тем потребуется издание нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная служба, определяющих случаи, в которых военнослужащим (военнослужащим - иностранным гражданам) (далее - военнослужащие), разрешается размещать в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию (в том числе фото-, видеоматериалы, данные геолокации и другую информацию) о себе и других военнослужащих, позволяющую раскрыть их ведомственную принадлежность, о своей служебной деятельности либо служебной деятельности других военнослужащих, о деятельности воинских частей, организаций и подразделений, в которых военнослужащие проходят военную службу, и о месте их дислокации (нахождения).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.