Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 556366-7 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - законопроект) разработан в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
В основу расчета тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов положены показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант), представленного Минэкономразвития России письмом от 29 августа 2018 г. N 24558-АТ/Д03и-дсп (далее - прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года), с учетом показателей отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2017 год, а также данные Фонда о расходах на обеспечение по страхованию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в разрезе видов экономической деятельности за 2017 год.
При подготовке законопроекта использованы следующие основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года:
фонд заработной платы: на 2019 год - 24 208 млрд. рублей, на 2020 год - 25 576 млрд. рублей и на 2021 год - 27 308 млрд. рублей;
номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника: на 2019 год - 45 639 рублей, на 2020 год - 48 099 рублей, на 2021 год - 51 256 рублей;
индекс потребительских цен: на 2018 год - 103,4%, на 2019 год - 104,3%, на 2020 год - 103,8%, на 2021 год - 104,0%.
В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года темп роста по годам фонда заработной платы, на основе которого производится расчет прогнозных показателей доходов от поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 - 2021 годы, превышает темп роста индекса потребительских цен, который применяется при индексации размеров страховых выплат.
Законопроектом устанавливается, что в 2019 году и в плановый период 2020 и 2021 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Законопроектом также предусматривается, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ.
При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2018 году, - 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
В целях стимулирования работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс сохраняется существующая с 2001 года льгота по уплате страховых взносов на данный вид страхования, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм, а не только организации, входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают указанные страховые взносы в размере 60 процентов установленных размеров страховых тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II или III группы.
Статьей 2 законопроекта предусматривается распространение указанной льготы в 2019 году и в плановый период 2020 и 2021 годов, также как и в 2018 году, на индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов.
Действующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователей и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.
Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом N 125-ФЗ, в 2019 году составит 105,9 млрд. рублей, в 2020 году - 110,7 млрд. рублей, в 2021 году - 115,7 млрд. рублей и включает в себя расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы по доставке и пересылке страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и другие расходы.
При расчете расходов на единовременные страховые выплаты учтены максимальные суммы для определения размера единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности (с 1 января 2019 г. - 96 368,45 рубля; с 1 февраля 2019 г. 99 644,98 рубля; с 1 февраля 2020 г. - 103 929,71 рубля и с 1 февраля 2021 г. - 107 879,04 рубля), а также размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного (в 2019 - 2021 годах - 1 млн. рублей).
При расчете расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний учтены ассигнования на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (до 30% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за вычетом расходов, произведенных страхователем в предшествующем календарном году на выплату обеспечения по страхованию).
При расчете расходов на ежемесячные и единовременные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат с 1 февраля соответствующего года на индекс потребительских цен за предшествующий год: в 2019 году - 1,034 (по 2018 году), в 2020 году - 1,043 (по 2019 году), в 2021 году - 1,038 (по 2020 году).
В 2019 году и в плановый период 2020 и 2021 годов при сохранении таких же, как и в 2018 году, размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,51 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования. При этом поступление страховых взносов (с учетом недоимки, включая пени и штрафы) составит в 2019 году 121,8 млрд. рублей, в 2020 году - 128,7 млрд. рублей, в 2021 году - 137,4 млрд. рублей, что достаточно для обеспечения в полном объеме выплат по страхованию и финансирования Фондом социального страхования Российской Федерации других расходов, предусмотренных законодательством.
Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расчет суммы страховых взносов на данный вид страхования в 2019 - 2021 годах приведены в прилагаемом к законопроекту финансово-экономическом обосновании.
Предлагаемые законопроектом нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
|
Ед. изм. |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
||
I. Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов | ||||||
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
тыс. рублей |
11 569 320,1 |
12 103 752,7 |
12 397 025,7 |
||
Международные отношения и международное сотрудничество |
тыс. рублей |
3 667,5 |
3 661,9 |
3 673,1 |
||
Обеспечение реализации международных обязательств Российской Федерации в рамках основного мероприятия "Развитие международного сотрудничества в сфере социальной поддержки граждан" подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
3 667,5 |
3 661,9 |
3 673,1 |
||
Другие общегосударственные вопросы |
тыс. рублей |
11 565 652,6 |
12 100 090,8 |
12 393 352,6 |
||
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов |
тыс. рублей |
11 302 054,8 |
11 692 977,2 |
12 117 122,8 |
||
Создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры и иных объектов, в рамках основного мероприятия "Обеспечение выполнения полномочий Фонда социального страхования Российской Федерации" подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
263 597,8 |
407 113,6 |
276 229,8 |
||
ОБРАЗОВАНИЕ |
тыс. рублей |
41 461,3 |
41 461,3 |
41 461,3 |
||
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
тыс. рублей |
41 461,3 |
41 461,3 |
41 461,3 |
||
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
тыс. рублей |
94 273 873,0 |
98 598 085,6 |
103 216 648,8 |
||
Социальное обеспечение населения |
тыс. рублей |
93 771 194,3 |
98 076 459,2 |
102 676 796,1 |
||
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках основного мероприятия "Предоставление пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию" подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
2 883 653,6 |
3 114 337,0 |
3 294 964,4 |
||
Общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями в году (на основании данных за 2017 год) |
тыс. дней |
2 764,0 |
2 764,0 |
2 764,0 |
||
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием в 2019 - 2021 годах рассчитан на основании фактического среднего дневного размера данного пособия в 2017 году (897,79 руб.) и дальнейшего его роста из года в год в соответствии с темпом роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника за два предшествующих года |
рублей |
1 043,29 |
1 126,75 |
1 192,10 |
||
коэффициент роста среднего размера дневного пособия с учетом коэффициента роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника за два предшествующих года. |
|
1,083 |
1,080 |
1,058 |
||
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями в году: |
тыс. рублей |
2 883 653,6 |
3 114 337,0 |
3 294 964,4 |
||
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием в году * общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями |
|
|
|
|
||
Единовременные страховые выплаты в рамках основного мероприятия "Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
1 858 293,0 |
1 877 666,2 |
1 896 008,9 |
||
средний размер единовременной страховой выплаты по страховым случаям с утратой трудоспособности в году: максимальная сумма для определения размера единовременной страховой выплаты в году * 0,415, где: |
рублей |
41 239,36 |
42 982,65 |
44 633,22 |
||
индекс потребительских цен в году в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (в 2018 году 103,4%) |
|
1,043 |
1,038 |
1,040 |
||
коэффициент индексации максимальной суммы для определения размера единовременной страховой выплаты застрахованному с 1 февраля в году |
|
1,034 |
1,043 |
1,038 |
||
Размер максимальной суммы для определения размера единовременной страховой выплаты застрахованному: |
рублей |
|
|
|
||
в январе |
рублей |
96 368,45 |
99 644,98 |
103 929,71 |
||
в феврале - декабре |
рублей |
99 644,98 |
103 929,71 |
107 879,04 |
||
в среднем по году |
рублей |
99 371,94 |
103 572,65 |
107 549,93 |
||
0,415 - коэффициент, отражающий отношение среднего размера единовременной страховой выплаты к максимальной сумме для определения размера единовременной страховой выплаты (на уровне значения за 2017 год) |
|
|
|
|
||
Число единовременных страховых выплат в году: на уровне значения за 2017 год с учетом числа лиц, имеющих право на получение страховой выплаты при страховом случае со смертельным исходом |
выплат |
12 513 |
12 513 |
12 513 |
||
В том числе, число единовременных выплат по страховым случаям со смертельным исходом в году с учетом числа лиц, имеющих право на их получение (на основании данных за 2017 год) В 2019 - 2021 годах рассчитано по формуле: 1 993 - (1 993 * 29,75%) = 1 400, |
случаев |
1400 |
1400 |
1400 |
||
где: 1 993 - число случаев со смертельным исходом в 2017 году; 29,75% - прогнозируемый процент случаев, по которым не будет осуществляться выплата в связи с отсутствием иждивенцев (на основании данных за 2015 - 2017 годы); |
|
|
|
|
||
Размер единовременной страховой выплаты, выплачиваемой лицам, имеющим право на их получение при страховом случае со смертельным исходом |
рублей |
1 000 000 |
1 000 000 |
1 000 000 |
||
Средний размер единовременной страховой выплаты с учетом страховых случаев со смертельным исходом в году (сумма расходов на единовременные страховые выплаты в году / число единовременных страховых выплат с учетом числа лиц, имеющих право на их получение, в году) |
рублей |
148 508,99 |
150 057,24 |
151 523,13 |
||
Сумма ассигнований на единовременные страховые выплаты в году (средний размер единовременной страховой выплаты в году * число единовременных страховых выплат в году) |
тыс. рублей |
1 858 293,0 |
1 877 666,2 |
1 896 008,9 |
||
Ежемесячные страховые выплаты в рамках основного мероприятия "Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
59 936 343,0 |
63 171 036,2 |
66 286 681,3 |
||
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в году: Средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2019 году рассчитывается по формуле: 10 679,79 *(1+11*1,034)/12 * 1,014, где 10 679,79 руб. - ожидаемый средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2018 году 10 296,38* (1+11*1,025)/12* 1,014, где 10 296,38 руб. - средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2017 году; |
рублей |
11 166,82 |
11 769,48 |
12 349,96 |
||
1,025 - индекс потребительских цен в 2017 году; 1,014 - коэффициент превышения темпа роста среднего размера ежемесячной страховой выплаты над коэффициентом индексации выплат; в 2020 и 2021 годах средний размер ежемесячной страховой выплаты рассчитывается исходя из размера выплаты в феврале - декабре предшествующего года с учетом индексации ее размера с февраля текущего года на индекс потребительских цен предшествующего года |
|
|
|
|
||
индекс потребительских цен в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года |
|
1,043 |
1,038 |
1,040 |
||
коэффициент превышения темпа роста среднего размера ежемесячной страховой выплаты над коэффициентом индексации выплат |
|
1,014 |
1,014 |
1,014 |
||
Число ежемесячных страховых выплат в году (на уровне значений за 2017 год) |
тыс. выплат |
5 367,36 |
5 367,36 |
5 367,36 |
||
Доставка и пересылка страховых выплат в рамках основного мероприятия "Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
243 470,9 |
256 291,9 |
268 639,8 |
||
Расходы на доставку и пересылку страховых выплат: сумма расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году * средний процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты |
тыс. рублей |
243 470,9 |
256 291,9 |
268 639,8 |
||
процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году |
% |
0,394 |
0,394 |
0,394 |
||
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
28 509 083,1 |
29 475 012,1 |
30 704 780,7 |
||
в том числе: |
|
|
|
|
||
медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших |
тыс. рублей |
11213 663,1 |
11636 988,1 |
12 098 107,3 |
||
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
17 295 420,0 |
17 838 024,0 |
18 606 673,4 |
||
Субсидии центрам реабилитации |
тыс. рублей |
340 350,7 |
182 115,8 |
225 721,0 |
||
Компенсационные выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации |
тыс. рублей |
9 843,2 |
10 231,2 |
10 587,6 |
||
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
тыс. рублей |
12 780,7 |
12 780,7 |
12 780,7 |
||
Другие вопросы в области социальной политики |
тыс. рублей |
489 898,0 |
508 845,7 |
527 072,0 |
||
Мероприятия в области социальной политики |
тыс. рублей |
489 898,0 |
508 845,7 |
527 072,0 |
||
ВСЕГО РАСХОДОВ |
тыс. рублей |
105 884 654,4 |
110 743 299,6 |
115 655 135,8 |
||
Средства на финансовое обеспечение покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда, предусматриваются в объеме не более одной двадцать четвертой общего объема расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
4 411 860,6 |
4 614 304,2 |
4 818 964,0 |
||
II. Доходы от поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая пени и штрафы, на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов | ||||||
Размер среднего тарифа по видам экономической деятельности (далее - средний тариф страховых взносов) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в соответствии с действующей Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска составляет 0,51%. | ||||||
Средний тариф страховых взносов в 2019 - 2021 годах |
% |
0,51 |
0,51 |
0,51 |
||
Фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в году, учитывающий прогноз Минэкономразвития России до 2024 года |
тыс. рублей |
24 208 000 000,0 |
25 576 000 000,0 |
27 308 000 000,0 |
||
Коэффициент полноты сбора страховых взносов (с учетом недоимки) |
|
0,9826 |
0,9826 |
0,9826 |
||
Планируемая сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в году при среднем тарифе страховых взносов (фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в году * средний тариф страховых взносов в году * коэффициент полноты сбора страховых взносов в году) |
тыс. рублей |
121 312 582,1 |
128 167 985,8 |
136 847 488,1 |
||
Сумма пеней и штрафов (0,38% от планируемой суммы страховых взносов - на уровне значения за 2017 год) |
тыс. рублей |
461 000,0 |
487 000,0 |
520 000,0 |
||
Всего сумма страховых взносов (включая пени и штрафы) |
тыс. рублей |
121 773 582,1 |
128 654 985,8 |
137 367 488,1 |
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Принятие Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Принятие Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.