Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 559100-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан в целях установления ответственности за нарушение законодательных запретов пропаганды либо незаконной рекламы закиси азота (по аналогии со статьей 6.13 КоАП РФ), содержащихся в проекте Федерального закона "Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации", проекте Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О рекламе".
Данным законопроектом предлагается дополнить положения КоАП РФ статьей 6.13.1 "Пропаганда закиси азота".
Пропаганда и реклама закиси азота как средства развлечения, приобрела в современной России широкое распространение. Такая пропаганда и реклама ведется продавцами закиси азота, в сети Интернет, а также в местах массового скопления молодежи. Так, на одном из сайтов http://www.funny-gas.ru/zakis-azota/, предлагающего купить веселящий газ, указано, что веселящий газ - "это безвредный и безопасный очищенный газ, вызывающий при его вдыхании эйфорический эффект, который и ценят любители яркого досуга, это отличный способ провести время с весельем и в хорошем настроении".
Вдыхание закиси азота в небольших количествах по данным экспертного исследования ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России, приводит к состоянию эйфории, сопровождающегося беспричинным смехом и галлюцинациями. Между тем, согласно выводам о губительных свойствах закиси азота при употреблении не по назначению, содержащихся в ответе Минздрава РФ от 30.11.2016 г. на запрос МВД о целесообразности ограничения оборота в России, а также данным отчета по исследованию закиси азота и определению ее психоактивных свойств от 27.06.2013 г., подготовленного Пермской государственной фармацевтической академии Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России), нецелевое использование закиси азота человеком может привести к необратимым последствиям для его жизни и здоровья: нарушению ритма сердца, недостаточности кровообращения, угнетению дыхания, острой гипоксии и смерти.
В 2012 году Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека пыталась пресечь попытки продажи в интернете закиси азота и пропаганды, рекламы нецелевого использования "веселящего газа". В информационном письме N 01/10531-12-32 "О мерах, направленных на недопущение распространения для целей, не связанных с потреблением по назначению, закиси азота, в целях противодействия практики употребления "веселящего газа", Роспотребнадзор указал, что "массовая продажа закиси азота как товара со специфическими свойствами, по определению, предназначенного к использованию исключительно для использования в медицинских целях в условиях стационара, а также технических и промышленных целях, не предполагающих нахождение данного газа в свободном обращении на потребительском рынке, содержит в себе все признаки противоправных, в том числе уголовно наказуемых деяний" и рекомендовал своим территориальным ведомствам выявлять и сообщать в правоохранительные органы о фактах распространения и продажи закиси азота для ее употребления не по назначению.
Однако анализ судебной практики вступивших в законную силу судебных актов, показал, что суды в ряде случаев отказывают надзорным органам в привлечении физических или юридических лиц к административной ответственности за продажу закиси азота как средства развлечения. В подобных спорах, суды, соглашаются с надзорными органами с тем, что закись азота является специфическим товаром, применяемым в медицинских, технических, промышленных целях и отнесенным к категории одурманивающих препаратов (по состоянию на 1 ноября 2005 г.), который утвержден Постоянным комитетом по контролю наркотиков, протоколы от 9 октября 1996 N 51/7-96, от 22 апреля 1998 N 2/64-98, от 14 апреля 1999 N 2/71-99, от 13 апреля 2005 г. N 2/98-2005 (источник публикации "Новая аптека" N 6, 2006). Вместе с тем, по причине отсутствия прямого законодательного запрета или ограничения оборота закиси азота, суды не привлекают к административной ответственности продавцов "веселящего газа" за факт его продажи для употребления не по значению (Постановление Ленинского районного суда г. Владимира по делу N 5-132/2012 от 24.12.2012г., Постановление Ленинского районного суда г. Владимира по делу N 5-133/2012 от 27.12.2012 г.).
В связи с этим, в целях недопущения употребления закиси азота не по назначению, а также повышению эффективности действий правоохранительных органов по противодействию оборота препарата для его использования не по назначению, предлагается установить административную ответственность за рекламу или популяризацию закиси азота в качестве средства развлечения (в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Учитывая изложенное, подготовлен законопроект, который вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за пропаганду и рекламу закиси азота.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.