Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, П.В. Крашенинниковым, А.Г. Аксаковым и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи (назначен соисполнителем Решением Совета Государственной Думы от 9 апреля 2018 года, протокол N 111) рассмотрел внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, П.В. Крашенинниковым, А.Г. Аксаковым и другими проект федерального закона N 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" в части вопросов, относящихся к ведению Комитета, и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации новыми статьями, устанавливающими понятия "цифровое право" и "цифровые деньги", а также определить правовое регулирование указанных понятий.
Под цифровым правом в законопроекте понимается совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), существующая в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, при условии, что информационные технологии и технические средства этой информационной системы обеспечивают лицу, имеющему уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению, возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав (проектируемая статья 141.1).
Необходимо отметить, что под термином "право" понимается система регулирования общественных отношений, состоящая из источников права и норм права. В этой связи, предлагаемое понятие "цифровое право" нуждается в дополнительной детализации и уточнении. Понятия "совокупность электронных данных", "децентрализованная информационная система", "уникальный доступ", предусмотренные указанной статьей 141.1, законодательство Российской Федерации не содержит, а их дальнейшее использование может привести к правовой неопределенности и трудностям в правоприменительной практике.
В проектируемой статье 141.2 определено, что цифровыми деньгами может признаваться не удостоверяющая право на какой-либо объект гражданских прав совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), созданная в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, и используемая пользователями этой системы для осуществления платежей. При этом, в законопроекте указано, что цифровые деньги не обязательны к приему при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации, однако в случаях и на условиях, установленных законом, могут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства.
Указывая на возможность использования физическими и юридическими лицами цифровых денег в качестве платежного средства, представляется целесообразным соотнести данное определение со статьей 140 Гражданского кодекса Российской Федерации, где законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, является рубль, а также со статьей 27 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации", предусматривающей, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль и введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Кроме того, обращаем внимание, что статья 4 законопроекта о вступлении закона в силу с 1 мая 2018 года нуждается в уточнении.
Председатель комитета |
Л.Л. Левин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.