Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству от 3 апреля 2018 г. N 3.8/522
по проекту федерального закона N 419059-7 "О цифровых финансовых активах",
внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым, Р.М. Марданшиным, А.А. Гетта, М.Л. Шаккумом, К.Г. Слыщенко, В.И. Афонским, Е.Б. Шулеповым и членами Совета Федерации Н.А. Журавлевым, А.Н. Епишиным, В.В. Полетаевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 419059-7 "О цифровых финансовых активах", внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым, Р.М. Марданшиным, А.А. Гетта, М.Л. Шаккумом, К.Г. Слыщенко, В.И. Афонским, Е.Б. Шулеповым и членами Совета Федерации Н.А. Журавлевым, А.Н. Епишиным, В.В. Полетаевым (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается введение регулирования отношений, возникающих при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам. При этом законопроект включает в себя понятийный аппарат, определяющий термины "цифровой финансовый актив", "цифровая транзакция", "цифровая запись", "реестр цифровых транзакций", "распределенный реестр цифровых транзакций", "майнинг", "криптовалюта", "токен", "смарт-контракт", "цифровой кошелек" и другие, а также определяет особенности выпуска токенов, включая регулирование процедуры выпуска токенов (в мировой практике известной как Initial Token Offering, ICO), и особенности обращения цифровых финансовых активов, включая порядок обмена токенов на рубли (либо иностранную валюту) и порядок открытия, хранения информации о цифровых записях, ведения, закрытия цифрового кошелька. Согласно пояснительной записке целью законопроекта является законодательное "закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий ..., а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов".
Отмечая необходимость создания правовых условий для внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке, разделяя в связи с этим позицию авторов законопроекта относительно его цели и поддерживая его концепцию, Комитет, вместе с тем, обращает внимание на необходимость дополнительного обсуждения и возможной доработки отдельных положений законопроекта.
Так в соответствии со статьей 1 законопроекта им регулируются отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам. Статья 2 законопроекта устанавливает основные понятия, используемые в нем.
Содержание отдельных понятий, предусмотренных указанной статьей, видится неясным и имеющим признаки юридико-лингвистической неопределенности. Например, понятие "реестр цифровых транзакций" определяется как систематизированная база цифровых записей, формируемая на определенный момент времени. А понятие "цифровая запись" определяется как информация о цифровых финансовых активах, зафиксированная в указанном реестре. В свою очередь понятие "цифровая транзакция" определяется как действие или последовательность действий, направленных на создание, выпуск, обращение цифровых финансовых активов. То есть указанный "реестр цифровых транзакций", согласно определений законопроекта, содержит информацию о цифровых записях, а не о цифровых транзакциях, о самих финансовых активах, а не о действиях или последовательность действий, направленных на создание, выпуск, обращение цифровых финансовых активов, что вносит неясность в содержание понятия "реестр цифровых транзакций". При этом понятие "распределенный реестр цифровых транзакций" определяется как "... систематизированная база цифровых транзакций.. "
Кроме того, нет ясности какая именно информация о цифровом финансовом активе заносится в реестр цифровых транзакций. Из определения понятия "цифровой финансовый актив" усматривается, что путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций удостоверяется право собственности на цифровой финансовый актив, как имущество в электронной форме. Содержание информации о цифровом финансовом активе в реестре цифровых транзакций, а также каким путем и кем вносится эта информация в указанный реестр законопроектом не устанавливается.
Исходя из содержания понятий "участники реестра цифровых транзакций", "валидатор", "валидация цифровой записи" усматривается, что осуществление цифровых транзакций и валидация цифровых записей в реестре цифровых транзакций должна происходить в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций. Между тем ни требования к данным правилам, ни конкретный субъект правоотношений их утверждающий законопроектом не установлен. В статье 3 законопроекта лишь определено, что такие правила должны содержаться в публичной оферте о выпуске токенов и включать порядок валидации цифровых транзакций, между тем как понятийный аппарат законопроекта описывает содержание валидации цифровых записей.
Понятие "криптовалюта" определяется как вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций. В связи с чем неясно соотношение правил ведения реестра цифровых транзакций и распределенного реестра цифровых транзакций. При этом согласно определению понятия "цифровая запись" криптовалюта, являющаяся цифровым финансовым активом, должна учитываться также и в реестре цифровых транзакций, что в определении понятия "криптовалюта" не отражено.
Кроме прочего отдельные термины ("распределенный реестр цифровых транзакций", "криптовалюта", "майнинг"), раскрываемые в законопроекте, используются только в рамках понятийного аппарата и в других положениях законопроекта не применяются.
В целом вводимая законопроектом технологическая терминология нуждается в дополнительном обсуждении поскольку, учитывая динамику развития цифровых технологий, имеется высокая вероятность устаревания используемых в законопроекте терминов. Кроме того, отдельные понятия, заложенные в законопроекте, некорректно отражают суть соответствующих технологических явлений. Так смарт-контракт в соответствии с законопроектом - это договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной таким договором последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств. Тогда как смарт-контракт по сути есть компьютерный алгоритм, позволяющий участникам распределенного реестра обмениваться активами, представляет собой технологию и не может признаваться видом гражданско-правового договора. Тем более с учетом предмета регулирования такой новый вид договора должен быть закреплен в соответствующем положении Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
В этом отношении более предпочтительным выглядит подход, изложенный в находящемся на рассмотрении в Государственной Думе проекте федерального закона N 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации". Указанный проект федерального закона для целей исполнения сделок с цифровыми правами ("смарт-контракты", "самоисполняемые" сделки) в статью 309 ГК РФ вводится единственное требующее, по мнению авторов инициативы, закрепления в законе правило - факт совершенного компьютерной программой исполнения сделки не оспаривается (кроме случаев вмешательства в действие программы). После идентификации пользователей в системе дальнейшее их поведение подчиняется алгоритму компьютерной программы, организующей сеть, а лицо, "покупающее" тот или иной виртуальный объект (цифровое право), получит этот объект автоматически, при наступлении указанных в пользовательском соглашении обстоятельств". По мнению авторов указанного проекта федерального закона, никаких других норм для "смарт-контрактов" не требуется, в остальном для регулирования отношений сторон по таким сделкам действующий ГК РФ вполне годен.
Кроме того, указанный проект федерального закона предусматривает:
введение в гражданское законодательство базового понятия "цифровое право" (вместо термина "токен", который изначально обозначает устройство для идентификации, а сейчас стал использоваться в IT-лексиконе для обозначения шифров, владение которыми дает в сети определенные возможности, предлагается отвечающее традициям российского права понятие "цифровое право", сущность "цифрового права" как новой юридической фикции близка к сущности ценной бумаги);
вводит понятие "цифровые деньги" (вместо термина "криптовалюта") и закрепляет главное правило аналогичное правилу, закрепленному в законопроекте, законным средством платежа они не являются, но в отличие от законопроекта в случаях и на условиях, установленных законом (то есть в перспективе), цифровые деньги смогут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства в контролируемых объемах и в дополнительно урегулированном порядке.
В связи с чем, по мнению Комитета, в случае принятия законопроекта в первом чтении целесообразно сконвергировать подходы, примененные в законопроекте и в проекте федерального закона N 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации".
Кроме того, представляется целесообразным в целях развития криптоэкономики дополнительно обсудить необходимость закрепления в законопроекте возможности совершения сделок по обмену криптовалюты на рубли, иностранную валюту, а также возможности установления правового статуса криптобирж, как эффективного инструмента оборота криптоактивов, в целях допуска их к деятельности, связанной с обращением цифровых финансовых активов.
По мнению Комитета, имеющиеся к законопроекту замечания не препятствуют его рассмотрению Государственной Думой в первом чтении и в случае принятия его в первом чтении могут быть устранены в ходе подготовки ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.