Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 16 мая 2018 г. N 81/5
на проект федерального закона N 419059-7 "О цифровых финансовых активах",
внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым и др.
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 419059-7 "О цифровых финансовых активах" (далее - Законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской целями законопроекта является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и (или) выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым Законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.
Комитет поддерживает необходимость и целесообразность внесения изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на определение статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере и возникающих в связи с этим правоотношений.
Комитет отмечает, что существенным достоинством законопроекта является дополнительное закрепление понятийного аппарата исходя из обязательности рубля в качестве единственного законного платежного средства Российской Федерации, а также стимулирование публичного привлечения дополнительных инвестиций путем размещения токенов по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг.
В связи с вышесказанным Комитет полностью поддерживает концепцию Законопроекта и отмечает его несомненную новизну и актуальность. Однако, в связи с тем, что Законопроект устанавливает правовые основы регулирования принципиально новой сферы экономической деятельности, а также в связи с отсутствием достаточной проработки международной правовой практики к Законопроекту можно высказать ряд замечаний.
1. Комитет считает необходимым отметить, что под законом страны подразумевается установленный государством свод обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории данной страны, включающий перечень запретов и ограничений. Однако рассматриваемый Законопроект не содержит закрепления прав и обязанностей сторон, а также не предусматривает ответственность за невыполнение возложенных на стороны обязанностей. Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии в Законопроекте норм права. В связи с этим Комитет считает принципиально необходимым доработку Законопроекта в данной части.
2. Статья 2 Законопроекта относит цифровой финансовый актив (криптовалюта, токен) к имуществу в электронной форме, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций, право собственности на которое удостоверяется внесением цифровых записей в реестр цифровых транзакций. При этом оборот цифровых финансовых активов также предполагается осуществлять с применением цифровых транзакций.
При этом Комитет считает необходимым отметить, что среди объектов гражданских прав в законодательстве отсутствуют понятия "цифровой финансовый актив", "имущество в электронной форме", "информация". В связи с вышеизложенным, Комитет усматривает необходимость введения специального регулирования цифровых финансовых активов как объектов гражданских прав.
Комитет обращает внимание, что на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона N 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах)", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, П.В. Крашенинниковым, А.Г. Аксаковым и др., который направлен на закрепление в ГК РФ положений о цифровых правах, на основе которого в последующем будет осуществляться регулирование отношений с существующими в информационно-телекоммуникационных сетях новыми объектами экономических отношений - токенами, криптовалютой. Таким образом, доработку ко второму чтению понятийного аппарата целесообразно соотнести с проектируемыми нормами законопроекта N 424632-7.
Также Комитет обращает внимание, что на рассмотрении в Комитете находится законопроект N 419059-7 "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ", сфера регулирования которого и понятийный аппарат частично пересекаются с проектируемыми нормами рассматриваемого законопроекта.
В связи с вышеизложенным, Комитет считает целесообразным координировать доработку норм указанных законопроектов ко второму чтению.
3. Комитет обращает внимание, что в соответствии с проектируемыми нормами Законопроекта значительная часть регулируемой деятельности связана с использованием информационных технологий, а также функционированием и эксплуатацией информационно-телекоммуникационных систем; цифровой финансовый актив является имуществом в электронной форме; при определенных условиях майнинг может быть признан предпринимательской деятельностью; предусмотрена возможность обмена цифровых финансовых активов на рубли или иностранную валюту.
С целью исключения возможности использования цифровых финансовых активов в противоправных целях Комитет отмечает необходимость внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство; законодательство о бухгалтерском учете; о применении информационных технологий и о защите информации; о валютном регулировании и валютном контроле, а также предусмотреть возможность обязательного контроля сделок в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Также Комитет обращает внимание, что в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 9, статьей 11 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" купля-продажа валюты в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки и ВЭБ, при этом оплата иностранной валюты производится исключительно валютой Российской Федерации и иностранной валютой. В связи с этим требует дополнительного обоснования предоставляемое Законопроектом право обмена криптовалюты и токенов на иностранную валюту через оператора обмена цифровых финансовых активов.
4. Также Комитет считает необходимой существенную доработку ко второму чтению понятийного аппарата Законопроекта с целью приведения его в соответствие с нормами действующего законодательства, а также синхронизации с нормами, проектируемыми законопроектами N 424632-7 и N 419090-7. Существенной доработки требуют применяемые Законопроектом понятия цифровых финансовых активов, криптовалюты, токена, смарт-контракта, цифровой транзакции, реестра цифровых транзакций, распределенного реестра цифровых транзакций, валидатора, майнинга. Так, например, с учетом сложившейся практики токены служат различным целям, в том числе выполняют функцию средства вознаграждения (токены Bitcoin, Ether), фиксируют право на физической объект, удостоверяют право требования (долю участия в компании или лицензионные права), удостоверяют право на участие в будущей прибыли (средство привлечения финансирования) и т.п. Следует обратить внимание, что в соответствии с законопроектом целью выпуска токена является исключительно привлечение финансирования (краудфандинг). Указанный подход сужает сферу применения технологии распределенных реестров до выпуска инвестиционных или заемных токенов. Между тем, технология распределенных реестров позволяет выпускать токены для иных, в том числе нефинансовых целей. Таким образом, понятие токена требует дополнительного уточнения.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает принятие Законопроекта своевременным и актуальным и считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.