Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 419059-7 "О цифровых финансовых активах",
внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым, членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона регулирует отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также при осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам. Однако содержание проекта не соответствует его предмету. Например, к разновидностям цифровых финансовых активов предлагается относить криптовалюту и токен, в то же время значительная часть положений проекта направлена на регулирование отношений только с использованием токена, включая его обмен на рубли и иностранную валюту, норм, касающихся оборота криптовалюты, осуществления прав и исполнения обязанностей по смарт-контрактам законопроект не содержит.
Однозначно не определена правовая природа цифровых финансовых активов и место проектируемого федерального закона в системе законодательства Российской Федерации.
Законопроектом цифровые финансовые активы рассматриваются в качестве особого вида имущества (имущества в электронной форме, созданного с использованием криптографических средств), оборот которого осуществляется с применением технологий, основанных на системе соответствующих цифровых реестров, и заключением сматр-контрактов, то есть договоров, условия которых представлены в виде автоматически исполняемого компьютерного кода.
Таким образом, имеется ряд существенных особенностей оборота цифровых финансовых актов как объектов гражданских прав, что обусловливает необходимость специального регулирования, прежде всего в Гражданском кодексе Российской Федерации, нормы которого имеют приоритет перед нормами гражданского права, содержащимися в иных федеральных законах. Данный подход позволит избежать проблем в правоприменительной практике при дальнейшем использовании цифровых финансовых активов в гражданском обороте.
Предложенная законопроектом формулировка "имущество в электронной форме" не отвечает требованиям ясности и определенности. Кроме того, учитывая, что такое имущество создается в электронной форме, то есть не может рассматриваться в качестве вещи (статьи 128, 209, 218 ГК РФ), говорить об "удостоверении права собственности" на цифровой финансовый актив, как это предусмотрено в статье 2 законопроекта, неверно.
Исходя из содержания законопроекта предполагается возможность совершения иных сделок по обмену криптовалюты (кроме сделок по обмену на рубли и иностранную валюту), перечень, порядок и условия которых будут устанавливаться Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации. В связи с этим следует учитывать, что согласно статье 2 законопроекта цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации, а в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" введение на территории Российской Федерации других денежных единиц (кроме рубля) и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Кроме того, анализ положений законопроекта показывает, что его нормы затрагивают общественные отношения, связанные с организацией торгов на финансовом и возможно на товарном рынках, с использованием правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также с использованием шифровальных (криптографических) средств. Законодательством Российской Федерации в указанных сферах деятельности предусмотрено осуществление соответствующего государственного контроля (надзора), что в законопроекте не учитывается, поскольку указание на соответствующие виды контроля (надзора) и порядок их осуществления отсутствует. В связи с этим, с учетом особенностей проектируемых объектов правоотношений, возникает потребность в конкретизации порядка осуществления контроля (надзора) в соответствующих специальных законах.
Обращаем внимание на то, что проект не предусматривает виды и основания ответственности участников реестра цифровых финансовых транзакций за нарушение требований, допущенных при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также при осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам, что создает условия для их неисполнения.
Исходя из возможности использования цифровых финансовых активов в предпринимательской деятельности усматривается необходимость учета их особенностей в том числе для целей налогообложения и таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, Федеральных законов "Об исполнительном производстве", "О несостоятельности (банкротстве)".
Необходимо уточнить условия признания майнинга предпринимательской деятельностью, в том числе с учетом соответствующих положений ГК РФ и технологических особенностей ее осуществления.
Требуют уточнения основные понятия, используемые в проектируемом федеральном законе.
Исходя из наименования статьи 2 законопроекта она не носит регулятивного характера. В связи с этим из второго, девятого и одиннадцатого абзацев этой статьи должны быть исключены положения, непосредственно не относящиеся к определениям соответствующих понятий.
В проектируемых понятиях "токен" и "криптовалюта" следует указать их характерные технологические признаки, позволяющие их идентифицировать и отличать друг от друга, при этом учесть нормы ГК РФ о соответствующих объектах гражданских прав.
Проектируемые понятия "реестр цифровых транзакций" и "цифровой кошелек" также требуют уточнения в целях их разграничения, так как в предложенной редакции как реестром, так и кошельком обеспечиваются схожие функции - формирование и хранение информации о цифровых записях.
В законопроекте участниками реестра цифровых транзакций признаются осуществляющие их лица, а валидатором - лицо, осуществляющее деятельность по валидации цифровых записей в указанном реестре, то есть в проведении транзакций не участвующее. Вместе с тем согласно предлагаемому определению валидатор также является участником реестра цифровых транзакций.
Обращаем внимание на то, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.