Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к официальному отзыву Правительства Российской Федерации на проект федерального закона N 419059-7 "О цифровых финансовых активах", внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым и членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым
Статьей 1 законопроекта предусмотрено, что им регулируются отношения, возникающие при осуществлении и исполнении обязательств по смарт-контрактам, однако в законопроекте это не отражено. В связи с этим считаем необходимым предусмотреть соответствующие положения в законопроекте.
В статье 2 законопроекта дается определение цифровых финансовых активов, одним из которых является криптовалюта. При этом законопроект не содержит регулирования правоотношений, возникающих в связи с оборотом криптовалюты, что может повлечь трудности правоприменительной практики.
В соответствии с указанной статьей законопроекта майнингом признается деятельность, направленная на создание криптовалюты и (или) валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты. При этом майнинг признается предпринимательской деятельностью в случае, если лицо, которое его осуществляет, в течение трех месяцев подряд превышает лимиты энергопотребления, установленные Правительством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что деятельность, направленная на создание криптовалюты, может не быть напрямую связана с формированием реестра транзакций, а заключаться в предоставлении энергетических, технических мощностей, в том числе площадей, на которых размещается необходимое для майнинга оборудование, в связи с чем такая деятельность не может быть отнесена к майнингу. С учетом изложенного полагаем необходимым уточнить определение предлагаемого понятия "майнинг".
Представляется целесообразным расширить перечень критериев, на основании которых субъект может быть признан лицом, осуществляющим майнинг, поскольку показатель энергопотребления не дает однозначного основания для такого вывода.
Учитывая, что законодательством Российской Федерации не регламентированы вопросы налогообложения цифровых финансовых активов и сделок, совершаемых с ними, представляется необходимым внести соответствующе изменения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
С учетом того, что согласно абзацу второму статьи 2 законопроекта цифровой финансовый актив - это имущество в электронной форме, необходимо регламентировать вопросы бухгалтерского учета в данной части.
В статье 2 законопроекта закрепляются понятия токена и криптовалюты, однако из предложенных определений этих понятий не представляется возможным определить их соотношение между собой. Из положений законопроекта нельзя установить, каким образом регулируется их первичная эмиссия.
Положения законопроекта, а также пояснительная записка к нему не содержат обоснования введения ряда ограничений, налагаемых на резидентов Российской Федерации. Так, с учетом положений статьи 3 законопроекта резиденты Российской Федерации не могут инвестировать в цифровые финансовые активы в иностранных юрисдикциях. При этом подобное ограничение представляется неоправданным.
Одновременно с этим отмечаем, что согласно положениям статьи 4 законопроекта цифровой кошелек открывается оператором обмена цифровых финансовых активов только после прохождения процедур идентификации его владельца в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Таким образом, вводится ограничение для участия иностранных инвесторов, а также значительно затрудняется возможность участия российских инвесторов и эмитентов в обороте токенов. Учитывая данное обстоятельство, предлагаем предусмотреть в законопроекте возможность проведения оператором обмена цифровыми финансовыми активами упрощенной идентификации дистанционным способом.
Целесообразно дополнительно урегулировать вопрос, связанный с правом иностранных инвесторов перечислять криптовалюты на кошелек эмитента в обмен на токены российского эмитента. Подобная мера позволит повысить инвестиционную привлекательность российских проектов.
В статье 2 законопроекта указывается, что цифровой финансовый актив - это имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств.
Предложенное законопроектом определение не позволяет выделить его из числа других объектов, создаваемых с использованием средств криптографической защиты информации, таких как сертификаты усиленной квалифицированной электронной подписи, сессионные ключи, вырабатываемые в процессе установления соединений при реализации протоколов обмена информацией в информационно-телекоммуникационных сетях.
Представляется целесообразным в законопроекте дать оценку статусу цифрового финансового актива как имущества в электронной форме с учетом принятого в гражданском праве Российской Федерации подхода, относящего аналогичные объекты права к категории имущественных прав.
В абзаце четырнадцатом статьи 2 законопроекта слово "обязательств" необходимо заменить словом "обязанностей", поскольку договором является соглашение лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Представляется необходимым предусмотреть обязательный контроль за операциями по обмену криптовалюты на валюту Российской Федерации или иностранную валюту в сумме, равной или превышающей шестьсот тысяч рублей или эквивалент в иностранной валюте.
Вместе с тем отсутствие механизма установления собственников цифровых финансовых активов и лиц, ответственных за функционирование систем цифровых финансовых активов, не позволит противодействовать криминализации данной сферы и использованию названных активов в противоправных целях, а также обеспечить защиту соответствующих прав собственности.
Также отмечаем, что предлагаемые законопроектом определения используемых в нем понятий необходимо скорректировать с технической точки зрения.
Кроме того необходимо соотнести положения законопроекта, регулирующие особенности выпуска токенов, с положениями законопроекта N 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенного депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, П.В. Крашенинниковым, Д.В. Сазоновым и другими, и с положениями законопроекта N 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)", внесенного депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым и членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым, а также дополнительно проработать положения законопроекта с учетом нецелесообразности излишнего регулирования гражданско-правовых отношений.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Правительства РФ от 19 апреля 2018 г. N 2968п-П10 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 419059-7... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.