Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 405568-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 427 Налогового кодекса Российской Федерации" (о совершенствовании порядка исчисления и уплаты страховых взносов резидентами ТОСЭР и свободного порта Владивосток),
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроект направлен на исполнение подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27.09.2017 N Пр-1968 по итогам рабочей поездки в Дальневосточный федеральный округ.
В частности, законопроектом предлагается внесение изменений в статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), направленных на обеспечение стабильности условий осуществления предпринимательской деятельности для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и резидентов свободного порта Владивосток в течение 10 лет со дня получения ими соответствующего статуса. Так, в течение указанного срока к резидентам территорий опережающего социально-экономического развития и резидентам свободного порта Владивосток предлагается не применять положения нормативных правовых актов, влекущих изменение положения резидентов как налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, данная норма направлена на недопущение ухудшения положения резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и резидентов свободного порта Владивосток в результате увеличения налоговых ставок, тарифов страховых взносов, отмены налоговых льгот, изменения порядка исчисления налогов, страховых взносов, порядка и срока уплаты налогов, страховых взносов в течение 10 лет со дня получения ими соответствующего статуса.
Вместе с тем, предлагаемая редакция нового пункта 42 статьи 5 Кодекса предусматривает неприменение к резидентам территорий опережающего социально-экономического развития и резидентам свободного порта Владивосток в течение указанного срока нормативных правовых актов, предусматривающих не только ухудшение, но и улучшение их положения как налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов.
Законопроектом также предлагается внести изменения в пункт 10 статьи 427 Кодекса, действующая в настоящее время редакция которого предоставляет право применения пониженных размеров страховых взносов всем организациям и индивидуальным предпринимателям, получившим статус участника свободной экономической зоны (в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"), статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации") или статус резидента свободного порта Владивосток (в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток"). Указанные организации и индивидуальные предприниматели вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в течение 10 лет со дня получения ими соответствующего статуса при условии, что такой статус получен ими не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей свободной экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, не позднее чем в течение трех лет со дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток".
Законопроектом предусматривается установление особенностей предоставления пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (включая резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа) и резидентов свободного порта Владивосток в течение 10 лет со дня получения ими соответствующего статуса исходя из принципа их применения исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. Для этих целей под новым рабочим местом предлагается понимать впервые создаваемое резидентом территорий опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток рабочее место при реализации соглашения об осуществлении деятельности.
Кроме того, в целях улучшения инвестиционного климата территорий опережающего социально-экономического развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, и свободного порта Владивосток положениями законопроекта устанавливается возможность применения пониженных тарифов страховых взносов для резидентов указанных территорий, получивших соответствующий статус до 31 декабря 2025 года при условии, что объем инвестиций в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности не может быть менее 500 тысяч рублей для резидента территории опережающего социально-экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, и 5 миллионов рублей для резидента свободного порта Владивосток.
Комитет отмечает, что статьей 1 законопроекта предлагается новая редакция пункта 10 статьи 427 Кодекса, которая устанавливает порядок применения пониженных тарифов страховых взносов для участника свободной экономической зоны, а также редакция нового пункта 101 указанной статьи Кодекса, устанавливающая порядок применения пониженных тарифов страховых взносов для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, в том числе для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, и резидентов свободного порта Владивосток.
Статьей 2 законопроекта устанавливается, что положения предлагаемых пунктов 10 и 101 статьи 427 Кодекса не распространяются на плательщиков страховых взносов, получивших соответствующий статус до вступления в силу предлагаемого федерального закона.
При этом для плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны, статус резидента территории опережающего социально-экономического развития или статус резидента свободного порта Владивосток до вступления в силу предлагаемого федерального закона с гарантией применения пониженных тарифов страховых взносов в течение 10 лет с момента получения ими соответствующего статуса без каких-либо ограничений, положений, определяющих порядок исчисления и уплаты страховых взносов такими плательщиками после вступления в силу предлагаемого федерального закона, законопроект не содержит.
Одновременно с вышеизложенным Комитет отмечает, что положения рассматриваемого законопроекта не согласовываются с положениями находящегося на рассмотрении Государственной Думы проекта федерального закона N 385588-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования системы налогообложения участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя), внесенного Правительством Российской Федерации.
В частности, законопроектом N 385588-7 предусматривается внесение изменений в подпункт 11 пункта 1 и пункт 10 статьи 427 Кодекса в части предоставления права применения пониженных размеров тарифов страховых взносов, установленных для участников свободной экономической зоны, только в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта при осуществлении деятельности в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
К данному законопроекту поступило 31 положительный отзыв от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 49 положительных отзывов от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 405568-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 427 Налогового кодекса Российской Федерации" при условии его доработки с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.