Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 405568-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 427 Налогового кодекса Российской Федерации" (о совершенствовании порядка исчисления и уплаты страховых взносов резидентами ТОСЭР и свободного порта Владивосток),
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (далее - проект) предусматривает гарантии на неизменение налоговых условий резидентам территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) и резидентам свободного порта Владивосток в течение 10 лет с момента получения такого статуса. Также проект предусматривает изменение порядка исчисления и уплаты страховых взносов.
Проектируемый пункт 4.2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) распространяет налоговые гарантии на определенный срок определенному кругу лиц. Статья 5 НК РФ содержит общие нормы действия законодательства о налогах и сборах во времени для всех категорий налогоплательщиков, в том числе о моменте вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Поскольку проектируемая норма не соответствует предмету регулирования указанной статьи, полагаем, что она должна содержаться в новой статье (например, статья 5.1 НК РФ "Гарантии налоговых условий осуществления деятельности для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и резидентов свободного порта Владивосток").
Пункт 1 статьи 427 НК РФ "Пониженные тарифы страховых взносов" содержит перечень категорий налогоплательщиков, которые вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, среди которых подпункт 11 пункта 1 статьи 427 НК РФ - организации и индивидуальные предприниматели, получившие статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; подпункт 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ - организации и индивидуальные предприниматели, получившие статус резидента ТОСЭР; подпункт 13 пункта 1 статьи 427 НК РФ - организации и индивидуальные предприниматели, получившие статус резидента свободного порта Владивосток.
В пункте 2 статьи 427 НК РФ установлены тарифы пониженных страховых взносов, включая подпункт 5 пункта 2, положения которого распространяются на подпункты 11-13 пункта 1 статьи 427 НК РФ.
Пункт 10 статьи 427 НК РФ предусматривает сроки применения пониженных тарифов, в том числе для налогоплательщиков, указанных в подпунктах 11-13 пункта 1 статьи 427 НК РФ.
Согласно концепции проекта с учетом пояснительной записки вносимые изменения должны были касаться только налогоплательщиков, указанных в подпунктах 12 и 13 пункта 1 статьи 427 НК РФ. Вместе с тем, проектируемые поправки в статью 427 НК РФ необоснованно затронули налогоплательщиков, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 427 НК РФ, а также вызвали следующие противоречия.
Статья 2 законопроекта предусматривающая, что "действие пунктов 10 и 101 статьи 427 не распространяется на плательщиков страховых взносов, получивших статус резидента ТОСЭР, резидента свободного порта Владивосток_", не соотносится с проектируемым пунктом 2 статьи 1 законопроекта, в котором предлагается пункт 10 статьи 427 НК РФ изложить в следующей редакции: "плательщики, указанные в подпункте 11 пункта 1 настоящей статьи_", устанавливающим, что данная норма будет распространятся исключительно на указанную категорию плательщиков.
В связи с тем, что законопроект разделяет пункт 10 действующей редакции статьи 427 НК РФ на два отдельных пункта и излагает пункты 10 и 101 статьи 427 НК РФ в новой редакции, а статья 2 проекта предусматривает нераспространение действия проектируемых пунктов 10 и 10.1 статьи 427 НК РФ на плательщиков страховых взносов, получивших соответствующий статус "до вступления в силу настоящего Федерального закона", участники свободной экономической зоны в городах Крым и Севастополь, а также резиденты ТОСЭР, получившие такой статус в 2015, 2016, 2017 годах теряют право на применение пониженных тарифов страховых взносов, которое гарантировано им действующей редакцией статьи 427 НК РФ.
Кроме того, абзацы 2 и 5 проектируемого пункта 2 статьи 1, обязывающие для получения права на применение пониженных тарифов страховых взносов обрести статус участника свободной экономической зоны или резидента ТОСЭР в течение трех лет со дня создания соответствующей зоны или территории, противоречат проектируемой статье 2 законопроекта.
В связи с вышеизложенным, необходимо уточнить положения проектируемых пунктов 10 и 10.1, устранив возникшую неясность в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны (согласно действующей редакции подпункта 11 пункта 1 статьи 427 НК РФ), на которых не распространялась концепция законопроекта. Также следует выделить резидентов ТОСЭР, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, и резидентов иных ТОСЭР в отдельные подпункты в целях получения статуса резидента указанных зон в различные периоды.
Кроме того, следует учесть, что на рассмотрении Государственной Думы находится внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 385588-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования системы налогообложения участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь), согласно которому предлагается изменить редакцию подпункта 11 пункта 1 статьи 427 НК РФ, а также дополнить пункт 10 статьи 427 НК РФ новым абзацем.
По проекту федерального закона имеются замечания юридико-технического характера. Наименование представленного законопроекта необходимо оформить следующим образом:
О внесении изменений в статью 5 части первой и статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.