Заключение Счетной палаты РФ от 17 апреля 2018 г. N ЗСП-89/03-02
на проект федерального закона N 405568-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 427 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 405568-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 427 Налогового кодекса Российской Федерации" (о совершенствовании порядка исчисления и уплаты страховых взносов резидентами ТОСЭР и свободного порта Владивосток) (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 22 марта 2018 г. N 106).
Законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации, предусматривается:
неприменение к резидентам территории опережающего социально-экономического развития и резидентам свободного порта Владивосток нормативных правовых актов, влекущих изменение положения резидентов как налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов в течение 10 лет со дня получения ими соответствующего статуса;
установление особенностей предоставления пониженных тарифов страховых взносов в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития и резидентов свободного порта Владивосток в течение 10 лет со дня получения ими соответствующего статуса исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах;
применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, получивших соответствующий статус до 31 декабря 2025 г.
Замечаний и предложений в части внесения изменения в статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется.
Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, за период с 2018 по 2025 год сумма выпадающих доходов бюджетной системы по страховым взносам составит более 13 млрд. рублей.
В этой связи выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов из-за установления пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков страховых взносов в соответствующий переходный период компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
При этом, как следует из пояснительной записки, представленный законопроект разработан во исполнение подпункта "а" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 сентября 2017 г. N Пр-1968.
Полагаем важным отметить, что данным поручением Президента Российской Федерации в целях применения пониженных тарифов страховых взносов предусматривается необходимость установления минимального объема инвестиций, осуществляемых резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, и резидентов свободного порта Владивосток.
Однако предлагаемые законопроектом пороговые значения минимальных объемов инвестиций, необходимых для применения пониженных тарифов страховых взносов (не менее 500 тысяч рублей для резидента территории опережающего социально-экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, и не менее 5 миллионов рублей для резидента свободного порта Владивосток), фактически обеспечивают повсеместное использование пониженных тарифов страховых взносов указанной категорией резидентов и не нацелены на привлечение значимых по объему инвестиций.
Для сравнения стоит указать на пункт 8 статьи 284.3 Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлен период применения пониженной ставки налога на прибыль организаций: до 3 лет - при осуществлении капитальных вложений от 50 миллионов до 500 миллионов рублей; до 5 лет - при осуществлении капитальных вложений в объеме не менее 500 миллионов рублей.
Таким образом, предлагаемые законопроектом ограничения в части установления минимального объема инвестиций являются формальными и нуждаются в корректировке.
С учетом изложенного законопроект может быть поддержан при условии его доработки ко второму чтению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.