Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 387302-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 387302-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 158, 242.1 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) с целью совершенствования порядка представления интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в судах по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований и исполнения судебных актов.
Так, в статью 158 Бюджетного кодекса вносятся изменения в части закрепления полномочий главного распорядителя бюджетных средств:
представлять в суде интересы публично-правового образования в делах о взыскании денежных средств в порядке регресса с лиц, чьи виновные действия (бездействия) повлекли возмещение вреда за счет казны публично-правового образования;
выступать в суде от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, помимо предусмотренных действующей редакцией Бюджетного кодекса, в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Законопроектом предлагается внести изменения в положения статей 242.1 и 242.2 Бюджетного кодекса, касающиеся порядка исполнения судебных актов о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Указанные изменения предлагаются к вступлению в силу с 1 января 2020 года.
Исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении за счет казны Российской Федерации возлагается на Министерство финансов Российской Федерации.
Как следует из пояснительной записки, указанные изменения направлены на реализацию проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в местах лишения свободы)".
Необходимо отметить, что в настоящее время законопроект, устанавливающий понятие "компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении", в Государственную Думу не внесен.
Комитет отмечает, что в случае отсутствия "базового" федерального закона на момент рассмотрения законопроекта во втором чтении необходимо рассмотреть вопрос об исключении предлагаемых норм Бюджетного кодекса, устанавливающих процедуру исполнения судебных актов о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В целях совершенствования процедуры исполнения исполнительных документов законопроектом предлагается внести в статьи 242.1 - 242.6 Бюджетного кодекса изменения в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов.
Данными изменениями предлагается:
уточнить положения о порядке и сроках уведомления финансовых органов главным распорядителем средств бюджета, представляющим интересы публично-правового образования в суде, о принятии судом к производству дела по исковому заявлению и датах его рассмотрения, о результатах обжалования судебных актов;
закрепить положения, направленные на реализацию главными распорядителями бюджетных средств права регресса публично-правовых образований к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено возмещение вреда;
установить обязанность финансового органа производить расчеты средств на выплаты по исполнительному листу о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования в случае, если исполнительный документ предусматривает индексацию присужденной суммы;
уточнить положения, устанавливающие обязанность органов, исполняющих судебные акты, направлять взыскателю уведомление об уточнении реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства, подлежащие взысканию при невозможности перечисления денежных средств по представленным взыскателям реквизитам банковского счета;
дополнить положения Бюджетного кодекса об исключении операций по исполнению исполнительных документов из приостановления операций по исполнению судебных актов, предусматривающих взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, операциями по исполнению решений налоговых органов.
В статье 242.2 Бюджетного кодекса, во взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса, предлагается установить обязанность главных распорядителей (распорядителей) средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в обязательном порядке представлять в финансовые органы информацию о результатах рассмотрения всех судебных дел о взыскании денежных средств как за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования, так и за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, по которым главный распорядитель средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации привлечен судом в качестве представителя ответчика либо ответчика, а также информацию о наличии оснований для обжалования судебного акта.
Комитет отмечает, что установление полномочия главного распорядителя средств бюджета муниципального образования по реализации права регресса и порядка исполнения данного полномочия по аналогии с нормами для Российской Федерации и субъектов Российской Федерации может привести к риску, что дела о взыскании денежных средств в порядке регресса будут вестись в отношении должностных лиц муниципалитетов, которые не могли профинансировать в надлежащем объеме исполнение полномочий вследствие отсутствия достаточных ресурсов.
В связи с этим, Комитет считает недопустимым автоматический перенос на муниципальный уровень норм по реализации права регресса Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов" не потребуют дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В заключении Счетной палаты Российской Федерации замечаний и предложений по законопроекту не имеется.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству не возражает против принятия в первом чтении данного законопроекта.
По законопроекту поступило 53 положительных отзыва от исполнительных и законодательных органов субъектов Российской Федерации, 4 - с замечаниями.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам предлагает принять проект федерального закона N 387302-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении с учетом доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.