Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 434181-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 434181-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование механизма функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (далее - свободная экономическая зона) и устранение пробелов в регулировании правоотношений, связанных с осуществлением предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне.
В частности, в целях устранения неоднозначного толкования положений Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон), обуславливающих возможность возникновения противоречий между органами управления свободной экономической зоной и лицами, имеющими (намеревающимися получить) статус участника свободной экономической зоны, при заключении договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, а также при проверке соблюдения участниками свободной экономической зоны их условий, законопроектом вводится статья 12.1, в которой раскрываются понятия "инвестиционный проект", "капитальные вложения", "модернизация объектов основных средств".
Так, согласно статье 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Однако по совокупности положений Федерального закона (части 3 и 28 статьи 13, статьи 14, 15, 17) под инвестиционным проектом следует понимать комплекс мероприятий, осуществляемый участником свободной экономической зоны.
Таким образом, необходимость раскрытия понятия в законопроекте "Инвестиционный проект" обусловлено необходимостью однозначностью его понимания для обеспечения правоотношений, вязанных исключительно с осуществлением в свободной экономической зоне предпринимательской и иной деятельности (проектируемая часть 1 статьи 12.1).
Также раскрытие терминов "капитальные вложения" и "модернизация объектов основных средств" непосредственно связано с реализацией целей Федерального закона и необходимостью отбора инвестиционных проектов для обеспечения эффективного функционирования свободной экономической зоны. В этой связи представляется обоснованным уточнить, что понятия в проектируемых частях 2 и 3 статьи 12.1 вводятся исключительно для целей Федерального закона.
Существенной доработке законопроектом подлежат положения, касающиеся требований к заключению договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Частью 3 статьи 13 Федерального закона предусмотрено, что инвестиционная декларация должна содержать график осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации инвестиционного проекта.
Однако, как следует из пояснительной записки, таким графиком может быть предусмотрено, что лицо осуществляет капитальные вложения на второй либо на третий год с момента заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне. В данном случае у участника свободной экономической зоны появляется возможность осуществления капитальных вложений за счет средств, сэкономленных на уплате обязательных платежей (получая преференции, предусмотренные для участников свободной экономической зоны), либо отказывается от реализации проекта по истечении двух лет. При этом ответственность за указанные действия Федеральным законом не предусмотрена.
Таким образом, создавшаяся ситуация влечет за собой недостижение целей устойчивого социально-экономического развития региона, а также непоступление в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доходов от соответствующих обязательных платежей.
В этой связи законопроектом предусматривается включение в вышеуказанный график условия об обязанности заявителя в первый год реализации инвестиционного проекта осуществить капитальные вложения в размере не менее 30 процентов от общего объема капитальных вложений. При этом данное условие не применяется, если для реализации инвестиционного проекта требуется получение исходно-разрешительной документации на строительство, документов, связанных с выполнением комплекса работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию строящегося объекта.
По мнению Комитета, ужесточение условий осуществления ежегодного объема капитальных вложений позволит обеспечить повышение эффективности частных инвестиций, направленных на создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы.
Более того, законопроектом предусмотрена ответственность за неисполнение участником свободной зоны вышеуказанной обязанности. А именно, неисполнение условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне влечет его расторжение в судебном порядке по заявлению высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или города федерального значения Севастополя, а также уплату штрафа в размере, определенном договором (проектируемые часть 4 статьи 14.1 и часть 23.1 статьи 13).
В настоящее время Федеральный закон содержит обязанность лица, намеревающегося получить статус участника свободной экономической зоны, указывать в инвестиционной декларации информацию о количестве планируемых для создания рабочих мест и размера средней заработной платы. Наряду с этим пунктом 3 статьи 2 законопроекта предлагается установить обязанность данного лица, указывать в инвестиционной декларации информацию о графике создания рабочих мест в первые три года реализации инвестиционного проекта.
Комитет отмечает социальную значимость данной нормы, поскольку ее реализация будет способствовать созданию условий для обеспечения социально-экономического развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя, повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе создание новых рабочих мест.
Одной из важных новел законопроекта является положение, предусматривающее обязанность органов управления свободной экономической зоной, принимающих решение о заключении с заявителем договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, до принятия соответствующего решения проводить оценку инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в соответствии с критериями и методикой указанной оценки, определенными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (проектируемая часть 7.1 статьи 13). При этом признание соответствующим органом управления свободной экономической зоной по результатам проведенной оценки инвестиционного проекта неэффективным является основанием для отказа в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне (пункт з части 3 статьи 2 законопроекта).
Ведение данной нормы позволит на начальном этапе заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне исключить возможность реализации проектов, приводящих к ухудшению экономического развития свободной экономической зоны.
В целях снижения административных барьеров при проверке высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым и высшим исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя исполнения участником свободной экономической зоны условий договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне законопроектом исключаются положения, предусматривающие осуществление контроля за выполнением участниками свободной экономической зоны условий договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, при этом вводится институт мониторинга исполнения участниками свободной экономической зоны условий договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, который осуществляется в соответствии с договором (пункты 4 и 5 статьи 2 законопроекта).
Наряду с этим пунктом 6 статьи 2 законопроекта устанавливается обязанность высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя проводить проверку соответствия деятельности участника свободной экономической зоны требованиям Федерального закона в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, после выполнения им условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, но не позднее чем через два месяца со дня истечения первых трех лет со дня включения лица в единый реестр участников свободной экономической.
Комитет отмечает, что предложенные законопроектом положения будут способствовать повышению эффективности и качества контроля за реализацией инвестиционных проектов участниками свободной экономической зоны.
Законопроект устраняет законодательный пробел в отношении применения части 11 статьи 17 Федерального закона о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и необходимых для реализации участниками свободной экономической зоны договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне в аренду без торгов на срок, необходимый для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, если меньший срок не заявлен участником свободной экономической зоны.
Ввиду того, что действующая редакция Земельного кодекса Российской Федерации не содержит положений, определяющих вышеуказанные особенности предоставления земельных участков участникам свободной экономической зоны, статьей 1 законопроекта предлагается внести соответствующие изменения в статьи 39.6 и 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, поддерживая представленную законодательную инициативу, Комитет обращает внимание на необходимость доработки главы 5 Федерального закона, регулирующей положения, обеспечивающие действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны, в связи с вступлением в силу 1 января 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
В статье 18 Федерального закона содержатся ссылки на Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года. При этом Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Москва, 11 апреля 2017 года) отдельные положения указанного Соглашения признаны утратившими силу. Такие положения касаются содержания таможенной процедуры свободной таможенной зоны, условий помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, способов идентификации товаров и др.)
Более того, в действующей редакции Федерального закона также содержатся ссылка на Таможенный кодекс Таможенного союза.
В этой связи представляется необходимым привести в соответствие указанные положения Федерального закона с правом Евразийского экономического союза.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает проект федерального закона N 434181-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.