Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 434181-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносятся изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ).
Проектом не учитывается, что в связи со вступлением в силу с 1 января 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза ряд положений Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года, ссылки на которое содержатся в Федеральном законе N 377-ФЗ, утратили силу, а регулирование вопросов, связанных с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, осуществляется указанным Кодексом.
Проектом вводится новое понятие "инвестиционный проект" (проектируемая статья 12.1 Федерального закона N 377-ФЗ). При этом в пояснительной записке указывается на невозможность применения для целей Федерального закона N 377-ФЗ понятия "инвестиционный проект", используемого в Федеральном законе от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ). Вместе с тем из содержания проектируемого понятия следует, что инвестиционный проект представляет собой комплекс мероприятий, реализуемых путем капитальных вложений. Определение понятия "капитальные вложения" также вводится проектом, однако по существу не отличается от аналогичного понятия, содержащегося в Федеральном законе N 39-ФЗ. Учитывая изложенное, а также взаимосвязь проектируемых понятий их введение требует дополнительного обоснования.
Содержание проектируемого понятия "модернизация объектов основных средств" требует соотнесения с положениями пункта 3 статьи 25.8 и частью 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующими правоотношения, связанные с модернизацией основных средств.
В соответствии с проектируемым пунктом 3.1 части 3 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ инвестиционная декларация должна содержать в том числе сведения о количестве планируемых для создания рабочих мест. Однако в данном пункте не указывается на необходимость их создания в первые три года реализации инвестиционного проекта, как это сделано, например, в отношении капитальных вложений, осуществляемых на основе соответствующего графика (пункты 4 и 5 части 3 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ). В связи с этим проектируемый пункт следует соотнести с проектируемым пунктом 5.1 части 3 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ.
Поскольку в части 3 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ устанавливаются обязательные требования к содержанию инвестиционной декларации, проектируемое второе предложение пункта 5 части 3 указанной статьи необходимо предусмотреть в качестве самостоятельной нормы и уточнить, в том числе в части формулировок "исходно-разрешительная документация", "документы, связанные с выполнением комплекса работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию строящегося объекта", с учетом терминологии законодательства о градостроительной деятельности.
Учитывая цели проекта (устранение недостатков и пробелов в правовом регулировании), обращаем также внимание на необходимость соотнесения частей 3 и 4 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ в части указания в первом предложении части 4 ссылки на часть 3 (в части 4 речь идет о представлении заявителем документов, указанных в части 3, в то время как указанной частью определяется состав сведений, содержащихся в инвестиционной декларации).
Согласно проектируемой части 7.1 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти наделяется полномочием по определению критериев и методики оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта. Такая оценка в соответствии с проектируемой нормой будет осуществляться органом управления свободной экономической зоной, которым является в том числе указанный федеральный орган исполнительной власти. Учитывая изложенное, полагаем, что данное полномочие следует закрепить за Правительством Российской Федерации, как это сделано в случае оценки эффективности функционирования свободной экономической зоны, порядок проведения которой установлен Правительством Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 11 Федерального закона N 377-ФЗ).
В статье 13 Федерального закона N 377-ФЗ с учетом вносимых в нее изменений не ясен момент вступления в силу договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Кроме того, в проектируемой части 18 данной статьи следует уточнить, что имеется в виду под "последующим договором". При этом необходимо учесть, что Федеральный закон N 377-ФЗ не предусматривает заключения нескольких или последующих договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне (в связи с этим также потребуется уточнить проектируемые изменения части 23 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ). С учетом содержания части 18 следует также конкретизировать ее пункт 2 в части информации, содержащейся в выписке из единого реестра участников свободной экономической зоны.
Учитывая положения проектируемой части 18.2 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ о недействительности ранее выданного свидетельства о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны, в проектируемой части 18.1 указанной статьи неверно вести речь о выдаче дубликата, поскольку, например, положения пунктов "а" и "б" части 18.1 предполагают внесение изменений в указанное свидетельство. Кроме того, обращаем внимание на то, что в части 18.1 речь идет о случаях, в которых выдается дубликат свидетельства, в то время как в части 18.2 говорится об основаниях, указанных в части 18.1.
Проектируемой статьей 14.1 Федерального закона N 377-ФЗ предусматривается осуществление высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым и высшим исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя мониторинга исполнения участниками свободной экономической зоны условий договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне. При этом порядок осуществления такого мониторинга, как следует из положений части 3 данной статьи, устанавливается в указанных договорах. В то же время указанные высшие исполнительные органы государственной власти в соответствии с проектируемыми изменениями части 3 статьи 11 Федерального закона N 377-ФЗ наделяются властным полномочием по осуществлению такого мониторинга. В связи с этим проектируемые нормы требуют согласования.
С учетом предлагаемой редакции части 2 статьи 15 и признания утратившими силу частей 19 - 21 статьи 18 Федерального закона N 377-ФЗ обращаем внимание на неясность правовых последствий в отношении статуса товаров, ранее помещенных в соответствии с указанными положениями под процедуру свободной таможенной зоны.
Проектируемая часть 1 статьи 16 Федерального закона N 377-ФЗ, в которой размеры иных обязательных платежей, помимо налогов и страховых взносов, а также запреты и ограничения увязаны со ставками федеральных налогов и тарифами страховых взносов, требует уточнения с учетом того, что запреты и ограничения относятся к мерам нетарифного регулирования, а к обязательным платежам относятся не только налоги и сборы.
Также требуется уточнить условные наименования федеральных органов исполнительной власти (в пункте 10 статьи 2 проекта с учетом Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в части 9 статьи 20 Федерального закона N 377-ФЗ с учетом предлагаемых проектом изменений наименований соответствующих органов).
Наименование проекта необходимо изложить в следующей редакции:
О внесении изменений в статьи 39.6 и 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.