Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 460541-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления возможности участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи)",
внесенный депутатами Государственной Думы Д.Ф. Вяткиным, А.П. Петровым, Н.В. Говориным, С.В. Чижовым, З.З. Байгускаровым, А.А. Кувычко, А.Н. Ищенко, А.И. Петровым, А.П. Марковым, П.И. Пимашковым, А.Н. Красноштановым, К.Г. Слыщенко, А.Б. Выборным, А.В. Каличенко, А.В. Канаевым, А.Ф. Тихомировым, А.А. Поляковым, Е.А. Митиной, М.Т. Гаджиевым, В.П. Водолацким, И.В. Сапко, А.А. Гетта, А.А. Максимовым, А.В. Палкиным, В.В. Николаевой, А.Г. Кобилевым, Ю.Н. Швыткиным, М.С. Гаджиевым, Ю.В. Кобзевым, С.В. Железняком, М.Е. Старшиновым, А.Г. Эмиргамзаевым, А.И. Воеводой, А.В. Чернышевым, М.Р. Хасановым, Н.Д. Боевой, И.Е. Марьяш, О.В. Савастьяновой, Р.М. Марданшиным, Д.С. Перминовым, М.С. Шереметом, Н.В. Назаровой, В.В. Зубаревым, Н.П. Саниной, А.З. Фарраховым, Ф.С. Сибагатуллиным, А.В. Жарковым, И.М. Гусевой, Т.И. Фроловой, Г.З. Омаровым, Н.Т. Антошкиным, А.Б. Василенко, Р.А. Азимовым, П.М. Федяевым, И.Н. Сухаревым, Н.Н. Пилюс, А.А. Хохловым, М.В. Гулевским, И.С. Минкиным, Р.Ш. Хайровым, И.Б. Богуславским, В.В. Ивановым, Н.В. Маловым, Н.Ю. Петруниным, М.А. Ивановым, А.Ш. Догаевым, И.Х. Зиннуровым.
Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен указанный проект федерального закона N 460541-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления возможности участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи)".
Данным законопроектом - в целях сокращения сроков рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, оптимизации финансовых затрат в процессе такого судопроизводства, а также для повышения качества правосудия и обеспечения гарантий его доступности - в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается закрепить нормы о возможности проведения соответствующих судебных заседаний с использованием систем видеоконференц-связи, осуществляемой между судами, а также учреждениями, предназначенными для содержания лиц под стражей, либо учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы.
Обозначенные новации в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматривается зафиксировать посредством введения в него новой статьи 29.14, определяющей правила участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, а также включением в Кодекс корреспондирующих с данной проектируемой статьей дополнений процессуального характера в статьи 29.4 и 30.4 КоАП РФ.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству отмечает, что рассматриваемый проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с законодательными и иными нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации, а также не содержит разночтений с международными договорами нашей страны. При этом, представленная законодательная инициатива оценивается Комитетом как мотивированная и обоснованная, - в том числе, и с учетом соответствующей аргументации, содержащейся в пояснительной записке к законопроекту, - а также в контексте изучения и оценки возможных направлений повышения эффективности и качества отечественного судопроизводства в целом.
Так, Комитет по государственному строительству и законодательству обращает внимание на то, что аналогичный порядок участия в судопроизводстве - посредством использования систем видеоконференц-связи - в настоящее время уже предусмотрен в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (статья 153.1), Гражданском процессуальном кодексе РФ (статья 155.1), Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (статья 142), отчасти - в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (статьи 241 и 278.1 - касательно допроса потерпевшего и свидетеля, а в исключительных случаях - и применительно к участию в судебном заседании подсудимого), а также в Федеральном законе от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (статья 27).
Таким образом, возможность применения обозначенного порядка участия в судебном процессе - т.е. при использовании систем видеоконференц-связи - в настоящее время в Российской Федерации установлена почти для всех видов судопроизводства, а в случае принятия рассматриваемого законопроекта может появиться при осуществлении судебного производства и по делам об административных правонарушениях.
В связи с этим, Комитет полагает, что, во-первых, заслуживает одобрения и поддержки концепция предлагаемого проекта федерального закона, и что, во-вторых, в ходе дальнейшего рассмотрения законопроекта должны быть проработаны вопросы о необходимости как уточнения, так и некоторого возможного развития инициируемых в нём нормативных нововведений, - поскольку число намечаемых согласно законопроекту случаев участия лица в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи пока, фактически, несколько ограничено и, по сути, предусмотрено лишь для тех моментов, когда - в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела об административном правонарушении - присутствие в судебном заседании участника судопроизводства признано обязательным, а он не имеет такой возможности по объективным же причинам.
Учитывая отмеченные аспекты, Комитет по государственному строительству и законодательству считает, что в рамках дальнейшей работы над проектом, с одной стороны, следует оценить целесообразность распространения возможности проведения судебных заседаний по делам об административных правонарушениях с использованием систем видеоконференц-связи не только для случаев, когда присутствие на процессе лица, участвующего в деле, обязательно, но и применительно к иным ситуациям, - например, на основании соответствующего ходатайства участника судопроизводства и при наличии требуемого технического обеспечения для проведения судебного процесса в такой форме. С другой стороны, по мнению Комитета, в законопроекте должны быть исчерпывающе и чётко зафиксированы определенные категории дел об административных правонарушениях и (или) конкретные ситуации, когда осуществление судопроизводства по соответствующим делам с использованием систем видеоконференц-связи недопустимо.
В связи с изложенным, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в 1-ом чтении указанный проект федерального закона N 460541-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления возможности участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи)".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.