Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
по проекту федерального закона N 374843-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрен проект федерального закона N 374843-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на формирование общегосударственной модели саморегулирования в области проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, что соответствует основополагающим принципам Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 2776-р.
В этих целях законопроектом предлагается заменить действующий в настоящее время институт аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий соответствующей системой саморегулирования.
Одновременно с этим предлагается повысить требования к физическим лицам, претендующим на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, ввести новые основания для досрочного аннулирования квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в отношении создаваемых саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий вводятся действующие в настоящее время механизмы саморегулирования (в том числе, требования о минимальных размерах компенсационных фондов, полномочия по разработке стандартов, ответственность саморегулируемых организаций за действия своих членов и др.).
По мнению Комитета, предлагаемые законопроектом изменения направлены на совершенствование правового регулирования качества подготовки заключений государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, что позволит повысить безопасность зданий и сооружений.
В этой связи концепция законопроекта Комитетом поддерживается.
Вместе с тем, необходимо отметить следующее.
Согласно пояснительной записке основная концепция законопроекта - введение саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Это также следует из наименования законопроекта.
При этом статьей 2 законопроекта вносятся изменения, не имеющие прямого отношения к названной концепции. В рассматриваемой части предлагается урегулировать вопрос, связанный с невозможностью размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на специальных банковских счетах в связи с аннулированием (отзывом) лицензий у кредитных организаций, на счетах которых были размещены данные средства компенсационных фондов.
Необходимо также отметить, что в соответствии с проектируемой частью 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предлагается допущение о том, что Кодексом может быть установлены исключения из общего правила о том, что лицо, осуществляющее экспертизу проектной документации и (или) инженерных изысканий, должно быть членом саморегулируемой организации в соответствующей области.
Данное допущение необходимо исключить, поскольку членство в саморегулируемых организациях является единственным механизмом контроля за деятельностью экспертных организаций.
Представляется необходимым также обсудить вопрос о введении принципа территориальности для экспертных организаций с учетом того, что такой подход может положительно отразиться на качестве проведения соответствующей экспертизы.
Действующая редакция Кодекса устанавливает, что наличие личной заинтересованности эксперта в результатах экспертизы является основанием для досрочного аннулирования квалификационного аттестата эксперта (пункт 1 части 7 статьи 50.1 Кодекса).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 1 части 7 статьи 50.1" следует читать "пункт 1 части 7 статьи 49.1"
В то же время прямого запрета на подготовку проектной документации физическими лицами, осуществляющими экспертизу проектной документации, ни действующие нормы, ни положения законопроекта не содержат.
В этой связи представляется необходимым обсудить вопрос о целесообразности установления такого запрета в целях разграничения профессиональной ответственности лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и лиц, проводящих экспертизу проектной документации.
Комитет также поддерживает замечания, высказанные Исследовательским центром частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации.
В указанных замечаниях, в частности, отмечалось, что проектируемое законопроектом положение подпункта "д" пункта 3 части 1.2 статьи 55.8 Кодекса, которым устанавливается обязанность экспертной организации по размещению в сети "Интернет" сведений о выданных заключениях экспертизы проектной документации, не учитывает, что такие сведения могут составлять государственную тайну и должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
К законопроекту также имеются иные замечания, в том числе, юридико-технического характера.
Вместе с тем изложенные в настоящем заключении замечания не носят концептуальный характер и могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству поддерживает проект федерального закона N 374843-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий", внесенный Правительством Российской Федерации и рекомендует Государственной Думе принять законопроект при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.