Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 352096-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 352096-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Предлагаемые изменения направлены на совершенствование механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1. В частности, в целях установления единого порядка учета детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и формирования соответствующего регионального списка законопроектом предполагается предоставить возможность законным представителям детей самостоятельно подавать заявления о включении детей в список, что будет гарантией последующего предоставления им жилья.
Одновременно на органы опеки и попечительства в рамках их задач и полномочий, возлагается осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявления о включении детей в список.
В случае неподачи законными представителями соответствующего заявления орган опеки и попечительства обязан принять меры по включению детей в список.
2. Законопроектом предлагается ввести уточнение, согласно которому жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме.
3. Предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по установлению единого порядка формирования списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
4. Проектом предлагается в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания этим лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, предоставить возможность органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия по опеке и попечительству, принимать решение о необходимости заключения договора найма специализированного жилого помещения по истечении первого 5-летнего срока неоднократно.
При этом принятие такого решения должно основываться на фактических данных, свидетельствующих о необходимости сохранения контроля над лицами указанной категории в целях обеспечения их интересов, в том числе и имущественных.
5. В соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации право требования принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, имеют только наниматель или проживающие с ним члены его семьи.
Проектом предлагается установить, что в случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетними и родителями, лишенными в отношении них родительских прав, иными лицами, совместно проживающими с несовершеннолетними, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних либо орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.
6. В настоящее время без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из жилого помещения граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным.
Законопроектом предлагается внести изменения, согласно которым в случае, если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, они по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.
7. В целях предотвращения порчи детьми-сиротами предоставляемых им жилых помещений законопроектом предлагается установить, что при расторжении с детьми-сиротами и лицами из числа детей-сирот договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 101 Кодекса, они подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.
8. Законопроектом также предлагается внести дополнение в статью 83 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", позволяющее приобретать жилые помещения для детей-сирот и лиц из их числа у физических лиц, являющихся собственниками этих помещений путем проведения запроса предложений, тем самым сэкономив время, необходимое для проведения конкурсных процедур и заключения государственного контракта, почти в 3 раза, и своевременно обеспечивать указанных лиц жилыми помещениями.
Указанное изменение предлагается, как дополнительный механизм приобретения жилых помещений в интересах детей-сирот к уже имеющимся возможностям региона.
9. Также вносится ряд юридико-технических уточнений формулировок правовых норм.
По мнению авторов, предлагаемые законопроектом изменения направлены на повышение государственных гарантий защиты жилищных прав детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.
По мнению Комитета, принятие проекта является актуальным и целесообразным.
Комитеты - соисполнители: Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству - поддерживает законопроект; Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, - поддержали концепцию законопроекта с замечаниями.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.