Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 352096-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 352096-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в некоторые законодательные акты Российской Федерации изменения, направленные на совершенствование механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из числа детей-сирот), формирование единой и стабильной практики в сфере обеспечения жилыми помещениями указанных категорий граждан и повышение государственных гарантий защиты их жилищных прав.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), предусматривающие, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Полагаем, что в целях установления единого порядка осуществления такого контроля на всей территории Российской Федерации и единых требований к осуществлению указанного контроля, а также обеспечению равенства прав детей-сирот и лиц из числа детей-сирот при проведении такого контроля и исключению необоснованных подходов при его проведении порядок проведения упомянутого контроля должен устанавливаться законодательным актом Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что согласно части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (статья 25 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях установления единого порядка учета детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и формирования соответствующего регионального списка законопроектом предполагается внести изменения в Федеральный закон N 159-ФЗ, направленные на уточнение порядка включения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в список на получение жилья (далее - список) и их исключения из списка.
В настоящее время согласно действующим положениям пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ органы государственно власти субъекта Российской Федерации самостоятельно регулируют порядок формирования указанного списка и осуществляют его формирование. В то же время в соответствии с пояснительной запиской к законопроекту в силу различных причин действующий порядок не в полной мере обеспечивает своевременное включение в список всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение их жильем.
В связи с этим нормами законопроекта предлагается предусмотреть, что заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение 3 месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ. При этом органы опеки и попечительства должны будут осуществлять контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению указанных детей в список.
Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту указывается, что на момент обеспечения жилыми помещениями установить местонахождения некоторых лиц, включенных в список, представляется затруднительным, поскольку данные граждане не всегда обращаются в уполномоченные органы за предоставлением им жилья.
В связи с этим законопроектом предусматривается норма о том, что дети-сироты и лиц из числа детей-сирот, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Согласно положениям законопроекта порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации, что позволит создать единый подход в решении данных вопросов и обеспечить равенство прав указанной категории граждан на всей территории Российской Федерации.
В настоящее время согласно действующему пункту 6 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 статьи 9 этого Федерального закона, составляет пять лет. При этом в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в этом пункте, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
В то же время из пояснительной записки к законопроекту следует, что на практике такие меры не всегда способны обеспечить сохранность жилья для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.
В связи с этим нормы законопроекта предусматривают, что в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Полагаем, что отсутствие федерального регулирования указанных вопросов предоставляет широкое усмотрение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещений с такими лицами, поскольку в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, решение вопроса о заключении или не заключении указанного договора на новый пятилетний срок будут зависеть от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации без четко установленных на федеральном уровне единых критериев.
В связи с изложенным полагаем, что в законодательстве Российской Федерации необходимо установить перечень обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицам, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, понятие "трудной жизненной ситуации", порядок выявления указанных обстоятельств, порядок принятия решения исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о заключении или не заключении упомянутого договора на новый пятилетний срок.
Кроме того, полагаем, что в целях обеспечения защиты жилищных прав детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в случае многократного продления с ними договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний (два и более раза) решение данного вопроса должно осуществляться в судебном порядке и при наличии существенных обстоятельств, установленных в федеральном законе.
Нормами законопроекта также предлагается внести ряд изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации. В частности, в настоящее время согласно части 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке могут только указанные лица. Нормами законопроекта данную часть этой статьи предлагается дополнить положением, предусматривающим, что в случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами, лишенными в отношении них родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот
Положениями законопроекта предлагается часть 2 статьи 83 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" дополнить новым пунктом, позволяющим заказчикам вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений. Согласно пояснительной записке к законопроекту применение данного механизма позволит сократить время, необходимое для проведения конкурсных процедур и заключения государственного контракта, почти в 3 раза, и своевременно обеспечивать указанных лиц жилыми помещениями.
В то же время полагаем, что учитывая разный уровень санитарно-технического и экологического состояния таких жилых помещений, фактическое состояние общего имущества соответствующих многоквартирных домов и инженерных коммуникация применение указанного механизма возможно только с письменного согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или их законных представителей.
В целом внесение предусмотренных законопроектом изменений позволит значительно уменьшить многочисленные случаи обращения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в суд за защитой своих прав, а также создать дополнительные правовые и организационные гарантии для указанной категории граждан по обеспечению их жилыми помещениями и сохранения указанных помещений за ними.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.