Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 350176-7 "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить, что право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения предоставляется иностранному арбитражному учреждению, которое включено в утверждаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями. Включение либо отказ во включении иностранного арбитражного учреждения в указанный перечень, а также отказ в предоставлении некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения осуществляются по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Законопроектом также уточняются требования, которым должно соответствовать иностранное арбитражное учреждение для получения указанной рекомендации.
Одним из требований проектом предлагается считать "наличие на территории Российской Федерации обособленного подразделения иностранного арбитражного учреждения либо юридического лица, при котором создано такое иностранное арбитражное учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации" (проектируемый пункт 2 предлагаемой редакции части 12 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 382-ФЗ).
Из данной проектируемой нормы не ясно, должно ли иностранное арбитражное учреждение осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации через такое обособленное подразделение или достаточно лишь факта его наличия, а также каким образом иностранное арбитражное учреждение может быть создано в соответствии с законодательством Российской Федерации. Формулировка "юридическое лицо, при котором создано такое иностранное арбитражное учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации" является юридически не корректной, поскольку не согласуется с определением понятия "иностранное арбитражное учреждение".
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 382-ФЗ "иностранное арбитражное учреждение - организация, созданная за пределами Российской Федерации и выполняющая на постоянной основе функции по администрированию арбитража вне зависимости от того, является ли она юридическим лицом или действует без образования самостоятельного юридического лица".
Если иностранное арбитражное учреждение действует без образования самостоятельного юридического лица, то проектируемое требование о наличии на территории Российской Федерации обособленного подразделения иностранного арбитражного учреждения не согласуется со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой филиал или представительство является обособленным подразделением юридического лица. При этом "представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту", "филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства". Таким образом, функциями по администрированию арбитража может быть наделен только филиал как обособленное подразделение иностранного арбитражного учреждения.
В дополнительном обсуждении нуждается исключение из части 12 статьи 44 Федерального закона N 382-ФЗ слов "на территории Российской Федерации" в контексте положения о предоставлении иностранному арбитражному учреждению права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения на территории Российской Федерации.
Одновременно отмечаем, что в статье 52 Федерального закона N 382-ФЗ ("Заключительные положения") отдельные изменяемые законопроектом структурные единицы упоминаются в соответствующем контексте об установлении Правительством Российской Федерации порядка, предусмотренного частями 4-7 статьи 44 Федерального закона N 382-ФЗ.
Замечания юридико-технического характера по тексту законопроекта прилагаются.
Приложение: на 5 л.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.