Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 372830-7 "О производстве органической продукции",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Согласно пояснительной записке к законопроекту он разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, связанными с созданием условий для устойчивого развития органического сельского хозяйства, то есть подотрасли сельскохозяйственного производства, под которым понимается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Указывается также, что органическое сельское хозяйство - мировой тренд, практикуемый в 172 странах мира, и отсутствие в Российской Федерации нормативного правового регулирования в области органического сельского хозяйства не позволяет России выступать полноценным участником на международном рынке органической продукции, а внутри страны создает возможность недобросовестным товаропроизводителям безосновательно маркировать свою продукцию как "органическая", "биологическая", и вводить потребителей в заблуждение. Однако проект федерального закона предлагает установить правовые основы регулирования отношений только в области производства органической продукции и не содержит положений об органическом сельском хозяйстве. Обращаем внимание на отсутствие в проекте понятий "производство сельскохозяйственной органической продукции" и "сельскохозяйственная органическая продукция".
Согласно статье 11 проекта государственная поддержка будет оказываться производителям органической продукции, включенным в единый государственный реестр производителей органической продукции и являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
С учетом того, что в указанном Федеральном законе речь идет о государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, неясно, в какой мере проектируемая норма будет применима к производителям органической продукции - любым физическим и юридическим лицам (см. статью 2 проекта). Кроме того, предусматривая государственную поддержку производителей органической продукции, следует учитывать задачи проекта по развитию именно органического производства, которое должно основываться на органическом сельском хозяйстве.
Полагаем необходимым установить в проекте критерии, по которым производителям органической продукции будет предоставляться государственная поддержка, возможно, по аналогии с определением сельскохозяйственного товаропроизводителя в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства".
В настоящее время об органическом сельском хозяйстве упоминается в межгосударственном стандарте ГОСТ 33980-2016 "Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации" (далее - межгосударственный стандарт), введенном в действие с 1 января 2018 года. В связи с этим отмечаем, что принципы производства органической продукции, содержащиеся в статье 3 проекта, такие, как неприменение генно-инженерно-модифицированных организмов, неприменение ионизирующего излучения для обработки органической продукции, в межгосударственном стандарте установлены в качестве запретов (см. пункт 3.2 межгосударственного стандарта).
В существенной доработке нуждается понятийный аппарат проекта, определяющий, например, производство органической продукции и производителей органической продукции через термин "органическое производство" (статья 2 проекта).
Согласно статье 4 законопроекта регулирование отношений в области производства органической продукции осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом статья 7 законопроекта предусматривает, что органы местного самоуправления содействуют в развитии (создают условия для развития) органического производства, создают условия для расширения рынка органической продукции в соответствии с полномочиями по решению вопросов местного значения, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В связи с этим считаем необходимым в статье 4 законопроекта указать на нормативные правовые акты муниципальных образований.
В части 1 статьи 9 законопроекта, предусматривающей создание единого государственного реестра производителей органической продукции в том числе в целях реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, следует указать сферу реализации полномочий указанных органов.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.