Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 14 декабря 2017 г.
по проекту федерального закона N 945097-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования отдельных положений земельного законодательства об образовании и предоставлении земельных участков),
внесенному депутатом Государственной Думы Ф.С. Сибагатуллиным, а также Б.В. Агаевым, М.Е. Яшиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 945097-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы Ф.С. Сибагатуллиным, а также Б.В. Агаевым, М.Е. Яшиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки законопроект направлен на уточнение отдельных правовых норм, регулирующих порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на унификацию используемой терминологии.
Законопроект был внесен в декабре 2015 года и направлен на корректировку положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и других федеральных законов, которые были кардинальным образом реформированы в марте и апреле 2015 года. При этом авторы законопроекта обосновывают необходимость внесения изменений выявленными проблемами в правоприменительной практике. Вместе с тем, едва ли на момент внесения законопроекта можно было говорить о сформированной правоприменительной практике, имея в виду, что реализация вступивших весной 2015 года изменений требовала разработки ряда подзаконных актов.
Кроме того, законопроектом предлагается унифицировать используемые в законодательстве Российской Федерации формулировки, в частности, "для осуществления сельскохозяйственного производства" и "для ведения сельскохозяйственного производства", предусмотрев предоставление и использование земельных участков "для сельскохозяйственного производства". При этом внесение соответствующих изменений в статьи 68, 78, 85 ЗК РФ, статью 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, другие федеральные законы, в которых используются указанные формулировки, законопроектом не предусмотрено.
Также необходимо учесть, что новеллы, предлагаемые законопроектом, не учитывают положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В настоящий момент ряд предлагаемых законопроектом изменений являются неактуальными либо избыточными.
В частности, законопроектом предлагается внести изменения в статью 39.6 ЗК РФ в части дополнения перечня случаев, при которых граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов. Такую возможность предлагается предоставить гражданам и юридическим лицам, имеющих исключительное право на приобретение земельного участка в аренду в соответствии со статьёй 39.20 ЗК РФ.
Системный анализ положений статьи 39.6 ЗК РФ позволяет сделать вывод, что возможность приобретения земельного участка без торгов в указанном случае в полной мере отражена в действующем законодательстве.
Также избыточными представляются изменения, предлагаемые в пункт 2 статьи 39.6 ЗК РФ. Данный пункт предлагается дополнить положением о том, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка арендатору находящегося в государственной или муниципальной собственности здания, сооружения, расположенного на таком земельном участке.
В соответствии со статьёй 652 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.
В случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды земельного участка или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующий земельный участок.
Таким образом, системное применение законодательства позволяет достичь целей одновременной передачи в аренду здания и земельного участка (если они принадлежат одному собственнику) без внесения изменений в ЗК РФ.
Ряд предложений законопроекта утратили свою актуальность в виду их реализации в действующем законодательстве.
В частности, предложение об изменении подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Статью 39.18 ЗК РФ предлагается дополнить пунктом 2.1, в соответствии с которым извещение о предоставлении земельного участка должно быть размещено на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее дня опубликования извещения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа. При этом норма аналогичного содержания содержится в пункте 1 части 1 указанной статьи.
Можно привести и другие случае реализации предлагаемых изменений в действующем законодательстве, а также примеры утраты актуальности положений законопроекта.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям полагает возможным рекомендовать Государственной Думе РФ отклонить проект федерального закона N 945097-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы Ф.С. Сибагатуллиным, а также Б.В. Агаевым, М.Е. Яшиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.