Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 192897-7 "О внесении изменений в статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный депутатами Государственной Думы В.Б. Ефимовым, Н.Д. Боевой, В.Е. Дерябкиным, 23.06.17 П.И. Пимашковым, В.А. Казаковым, А.Н. Ткачевым, М.В. Романовым, В.И. Синяговским, В.В. Субботом, Г.К. Сафаралиевым, Н.Г. Брыкиным
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 192897-7 "О внесении изменений в статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный депутатами Государственной Думы В.Б. Ефимовым, Н.Д. Боевой, В.Е. Дерябкиным, 23.06.17 П.И. Пимашковым, В.А. Казаковым, А.Н. Ткачевым, М.В. Романовым, В.И. Синяговским, В.В. Субботом, Г.К. Сафаралиевым, Н.Г. Брыкиным.
Согласно данному законопроекту предлагаются некоторые изменения и достаточно существенные дополнения статьи 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования административной ответственности за невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности (и, в первую очередь, одноименным Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ - с учетом изменений, внесенных в его статьи 4 и 5 в 2014 и 2016 годах).
При этом часть 1 статьи 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласно законопроекту намечается изложить в новом варианте, в котором (по сравнению с действующей редакцией) не предусматривается ответственность экспедитора за проверку достоверности предоставленной клиентом информации о свойствах груза и условиях его перевозки, а диспозиция указанной структурной единицы части 1 ограничивается лишь случаями нарушения экспедитором обязанностей по проверке представляемой клиентом информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции).
В то же время обозначенную статью 11.14.3 КоАП РФ предполагается дополнить новой частью 3, где должна быть зафиксирована ответственность - но уже не экспедитора, а клиента - за нарушение им обязанностей представлять экспедитору информацию (данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), с приложением копий соответствующих документов, а также полной, точной и достоверной информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных упомянутым договором, равно как и документов, необходимых для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля или надзора.
Одновременно законопроектом инициируется введение ответственности за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного проектируемой частью 3 статьи 11.14.3 КоАП РФ.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству отмечает, что рассматриваемый проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации, - однако не вполне соотносится с отдельными положениями Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и иных законодательных актов Российской Федерации, (и в том числе самого Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Так, в законопроекте не определяются субъекты административной юрисдикции, которые будут уполномочены возбуждать и рассматривать дела по проектируемым в частях 3 и 4 статьи 11.14.3 КоАП РФ составам административных правонарушений.
Одновременно, - несмотря на то, что аналогичное (ниже указываемому) несоответствие уже содержится в действующих редакциях частей 1 и 2 статьи 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и примечании к данной статье, - в проектируемых нормах частей 3 и 4 статьи 11.14.3 КоАП РФ повторяется серьезное внутреннее противоречие, поскольку предусматривается закрепление различных размеров административных штрафов для граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц. Однако согласно примечанию к статье 11.14.3 названного Кодекса (и в действующей редакции, и в редакции, предложенной законопроектом) упомянутые индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности как юридические лица. Вследствие этого, возникает неясность относительно того, как будет исчисляться размер административного штрафа, назначаемого индивидуальному предпринимателю в случае совершения им правонарушения, устанавливаемого обозначенными нормами КоАП РФ, - согласно санкциям в новых частях 3 и 4 статьи 11.14.3 Кодекса или в соответствии с примечанием к указанной статье.
Кроме того, - тогда как законопроектом предлагаются нормы об административной ответственности клиента за нарушение им обязанностей по представлению информации экспедитору, - согласно статье 4 (пункт 4) Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности", при приеме груза на экспедитора возлагается обязанность проверки достоверности предъявленных клиентом документов, а также информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных соответствующим договором транспортной экспедиции; а в силу статьи 3 (пункт 4) названного Федерального закона экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных таким договором, до представления клиентом необходимых документов, а также всей необходимой информации (в том числе о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной); при этом в случае представления клиентом неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента соответствующие дополнительные данные (сведения) - в порядке, предусмотренном указанным договором.
Наконец, в то время как в силу статьи 803 (пункт 1) Части второй Гражданского кодекса Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор подлежит ответственности по правилам главы 25 ГК РФ, - предлагаемые в рассматриваемом законопроекте нововведения могут быть оценены в качестве избыточных, а значит, и не заслуживающих общей поддержки.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 192897-7 "О внесении изменений в статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный депутатами Государственной Думы В.Б. Ефимовым, Н.Д. Боевой, В.Е. Дерябкиным, 23.06.17 П.И. Пимашковым, В.А. Казаковым, А.Н. Ткачевым, М.В. Романовым, В.И. Синяговским, В.В. Субботом, Г.К. Сафаралиевым, Н.Г. Брыкиным.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.