Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 269898-7 "О внесении изменений в статьи 356 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации" (о расширении полномочий федеральной инспекции труда) (внесен депутатами Государственной Думы С.В.Ивановым, П.И. Пимашковым)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 269898-7 "О внесении изменений в статьи 356 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагает в целях усиления защиты трудовых прав работников расширить полномочия федеральной инспекции труда.
Для этого перечень основных полномочий федеральной инспекции труда (статья 356 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) дополняется полномочиями по обращению в суд с заявлениями в защиту трудовых прав работников, в том числе в защиту трудовых прав неопределенного круга лиц, и по представлению интересов работников в суде.
Одновременно статья 357 ТК РФ дополняется положением о том, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять иски (заявления) в суд, в том числе о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы.
В обоснование своих предложений авторы законопроекта ссылаются на норму статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в соответствии с которой в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Концепция законопроекта предполагает наделить этими правами федеральную инспекцию труда и непосредственно государственных инспекторов труда.
В то же время, предусмотренная в упомянутой норме статьи 46 ГПК РФ возможность наделения органа государственной власти соответствующими правами в области защиты трудовых прав работников, уже реализована. Федеральным законом от 5 апреля 2009 года N 43-ФЗ в статью 45 ГПК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов конкретных граждан (по их обращению) или неопределенного круга лиц в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений предоставлено прокурору. До внесения этих дополнений в ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина могло быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Таким образом, предлагаемое авторами новое полномочие государственного инспектора труда дублирует предусмотренное статьей 45 ГПК РФ полномочие прокурора, что противоречит основным принципам организации деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.
Кроме того, проектируемые нормы законопроекта не согласуются с нормами Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 324-ФЗ).
Федеральный закон N 324-ФЗ ставит своей целью, в частности, формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи (статья 1) и устанавливает следующие основные ее виды (статья 6):
1) правовое консультирование в устной и письменной форме;
2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) представление интересов гражданина в судах.
Видно, что законопроект, по сути, предлагает возложить на федеральную инспекцию труда новые функции по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам.
Однако в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 324-ФЗ установление компетенции федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и полномочий их должностных лиц относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Кроме того, возложение на федеральную инспекцию труда новых функций повлечет за собой необходимость увеличения численности его сотрудников и, как следствие, увеличение бюджетных расходов на обеспечение его функций. При этом в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект не содержит положений, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
Законопроектом также не установлены случаи, в которых государственный инспектор труда может воспользоваться предоставляемым ему правом обращения в суд.
Между тем, Федеральный закон N 324-ФЗ установил, что одним из основных принципов оказания бесплатной юридической помощи является социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи (статья 5). В развитие этого принципа статья 20 Федерального закона N 324-ФЗ устанавливает, что право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют только граждане, нуждающиеся в социальной поддержке и социальной защите, а именно:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации.
Таким образом, проектируемые нормы законопроекта входят в противоречие с указанным основным принципом оказания бесплатной юридической помощи.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 7 субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы. Мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию проекта федерального закона.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера к законопроекту не имеет.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, поддерживает проект федерального закона и одновременно обращает внимание на то, что аналогичная норма существовала в Положении о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 20.07.1994 г. N 1504.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, считает предлагаемые изменения избыточными и не поддерживает представленный законопроект.
Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 269898-7 "О внесении изменений в статьи 356 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.