Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 369817-6 "О внесении изменений в часть 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(в части допустимой доли возврата поставщику нереализованного хлеба и хлебобулочных изделий),
внесенный Н.В. Школкиной, И.Н. Руденским, В.Ф. Звагельским, М.А. Кожевниковой, Н.В. Герасимовой, Б.Д. Зубицким в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 369817-6 "О внесении изменений в часть 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части допустимой доли возврата поставщику нереализованного хлеба и хлебобулочных изделий, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить часть 1 ст. 13 "Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров" Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) новым пунктом, запрещающим навязывать контрагенту условие о возврате (приобретении) более пяти процентов поставляемых хлеба и (или) хлебобулочных изделий, не проданных по истечении определенного срока.
Следует отметить, что законопроект внесен в Государственную Думу ФС РФ 10 октября 2013 года с целью пресечения злоупотреблений субъектов торговой деятельности, совершаемых в отношении поставщиков хлеба и хлебобулочных изделий. Навязываемая субъектами торговой деятельности практика возврата поставщикам нереализованной хлебной продукции, заведомо ставила таких поставщиков в невыгодные конкурентные условия и приводила к необоснованным убыткам.
Действующим положением ч.1 п. 4 п/п "д" (ранее - ч. 1 ст. 13) Федерального закона N 381-ФЗ установлено, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту "условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации".
Единственным нормативным актом на тот момент, предусматривающим возврат нереализованной продукции, являлись Санитарные правила и нормы "СанПиН 2.3.4.545-96. 2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий", пунктом 3.11.8 которых определялось, что "по истечении установленных сроков продажа хлеба и хлебобулочных изделий запрещалась, они подлежали изъятию из торгового зала и возвращались поставщику как черствые". Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 марта 2015 года N 11 указанные Санитарные правила были отменены.
Кроме этого, на рассмотрении в Государственной Думе ФС РФ находится проект федерального закона N 364444-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающий введение более жесткой императивной нормы, запрещающий заключать договор, содержащий условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставку продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения утратили свою актуальность.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает законопроект отклонить.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.