Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 744666-6 "О реализации собственно произведенной сельскохозяйственной продукции с нестационарного торгового объекта",
внесенный депутатом Государственной Думы А.Н. Шериным
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 744666-6 "О реализации собственно произведенной сельскохозяйственной продукции с нестационарного торгового объекта", внесенный депутатом Государственной Думы А.Н. Шериным, и отмечает следующее.
Законопроект внесен как самостоятельный законодательный акт, в рамках которого гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным кооперативам предоставляется право самостоятельно определять места размещения нестационарных торговых объектов для реализации собственно произведенной сельскохозяйственной продукции. Также проектом устанавливается порядок получения разрешения на торговлю, определяется перечень документов, представляемых в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для получения такого разрешения и вводится ответственность за нарушение предлагаемых проектом положений.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей малых и средних форм организации и призван урегулировать отношения по реализации собственно произведенной сельскохозяйственной продукции физическими, юридическими лицами с нестационарных торговых объектов, в том числе с передвижных торговых объектов.
Обращаем внимание на то, что согласно ч.2 (п. 9 и п. 69) ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится "поддержка сельскохозяйственного производства, разработка и реализация государственных программ субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства" и "реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, ... разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации".
Соответственно, законопроектом предполагается регулирование на федеральном уровне вопросов, относящихся к полномочиям субъектов Российской Федерации и реализуемых за счет регионального бюджета. Данное предложение неправомерно и подлежит дополнительному обсуждению, поскольку предусмотренный проектом унифицированный подход не позволяет учитывать особенности территориального развития регионов и муниципалитетов.
Следует учитывать, что базовые нормы, затрагивающие общественные отношения и предмет регулирования рассматриваемого законопроекта на федеральном уровне, устанавливаются: в сфере торговой деятельности - Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части организации сельскохозяйственных рынков в городах и поселениях с численностью населения менее 1 млн.чел.), в области сельского хозяйства - Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", Федеральным законом от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". В связи с этим, вызывает сомнение целесообразность принятия самостоятельного законопроекта с предметом регулирования, относящегося к сфере регулирования иных законодательных актов.
Поскольку в законопроекте затрагиваются правоотношения, регулируемые иными законодательными актами, то положения рассматриваемого законопроекта в обязательном порядке должны быть с ними согласованы, что не сделано. В частности, частью 1 ст. 1 законопроекта определено, что граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, либо создавшие крестьянское (фермерское) хозяйство или сельскохозяйственный кооператив, вправе реализовывать собственно произведенную сельскохозяйственную продукцию с нестационарных торговых объектов в местах, определяемых самими гражданами либо созданными ими юридическими лицами. Вместе с тем, в законопроекте отсутствуют положения о том, на каких земельных участках будут размещаться нестационарные торговые объекты, в чьей собственности земельные участки находятся, какой правовой режим их использования и какие условия доступа сельхозтоваропроизводителей должны быть сформированы. Регламентация данного вопроса для размещения нестационарных торговых объектов является основополагающим, поэтому законопроект подлежит приведению в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации (ст. ст. 39.36, 40 и др. Земельного кодекса РФ).
Следует также учитывать установленные Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве", Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" правовые и экономические основы деятельности различных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей, положениями которых устанавливается порядок распоряжения (пользования) имуществом (землей, при необходимости - торговыми объектами) и предусматривается возможность осуществления такими категориями деятельности по реализации произведенной ими продукции. Поэтому, принимая во внимание действующее правовое регулирование деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, считаем, что положения законопроекта об установлении перечня документов, необходимых для реализации продукции с нестационарных торговых объектов, о введении обязательности получения имеющего срочный характер разрешения на осуществление торговли с большой степенью вероятности приведут к установлению новых избыточных для хозяйствующих субъектов требований.
Кроме этого, предлагаемые новеллы о самостоятельном определении места размещения нестационарного торгового объекта не учитывают необходимость соблюдения порядка пользования территориями, установленного градостроительным законодательством, затрагивают права и интересы владельцев земельных участков (зданий, сооружений), где может размещаться нестационарный торговый объект. Неконтролируемое размещение торговых объектов может привести к нарушению общественного порядка. Положения ч.1 ст. 1, ст. 2, ч.1 ст. 3 законопроекта также не позволяют с точностью определить граждан, которые вправе по своему усмотрению размещать нестационарный торговый объект, поскольку на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" "ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство".
Понятие "документ на нестационарный торговый объект" (п.4 ст. 2 и ч.1 ст. 3 законопроекта) имеет широкое толкование, в действующем законодательстве не раскрыто, что не позволяет определить о каком документе идет речь. В целях однозначного понимания указанное понятие нуждается в уточнении.
Статьей 3 законопроекта устанавливается, что граждане и юридические лица для получения разрешения на торговлю обращаются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, где в течение тридцати дней принимается решение о выдаче либо отказе в выдаче разрешения.
Данное положение приводит к внутренним противоречиям положений ст. 3 (осуществлять торговлю только после получения разрешения на срок не менее 5 лет) и ч.1 ст. 1 законопроекта (граждане самостоятельно определяют где и когда осуществлять торговлю). Помимо этого, в ст. 3 отсутствуют нормы, регламентирующие основания для отказа в выдаче разрешения на торговлю собственно произведенной сельскохозяйственной продукцией и порядок обжалования отказа. Указанные положения могут носить коррупционный характер, т.к. правовая неопределенность в этом вопросе приводит к злоупотреблениям, принятию произвольных и субъективных решений должностными лицами органа власти субъекта Российской Федерации.
Важно отметить, что положения статьи 3 законопроекта о выдаче разрешения на торговлю противоречат ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Согласно п. 4 ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами), осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относится к тем видам деятельности, на которые распространяется уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности, не требующий предлагаемых статьей 3 законопроекта разрешительных процедур.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает проект федерального закона N 744666-6 "О реализации собственно произведенной сельскохозяйственной продукции с нестационарного торгового объекта", внесенный депутатом Государственной Думы А.Н. Шериным, и предлагает его отклонить.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.