Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 371836-7 "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (по вопросу регулирования закупок государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий), внесенный депутатами Государственной Думы Р.В. Кармазиной, В.А. Елыкомовым, А.В. Маграмовым и другими
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 1 марта 2018 г. (пр. N 104, п. 29) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 371836-7 "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (по вопросу регулирования закупок государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Р.В. Кармазиной, В.А. Елыкомовым, А.В. Маграмовым и другими.
Проектируемыми законопроектом нормами вносятся изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) и в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), исключающие из перечня государственные и муниципальные унитарные предприятия, на которые распространяется обязанность при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться требованиями Федерального закона N 44-ФЗ, если закупки осуществляются без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, распространение Федерального закона N 44-ФЗ предусматривается только на те закупки, которые осуществляются унитарными предприятиями за счет средств, получаемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что требует внесения корректив в законодательство о закупочной деятельности и соответствует поручению Президента Российской Федерации от 25 апреля 2015 года N Пр-815ГС.
Комитет в части своего ведения отмечает следующее.
С 1 января 2017 года государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утвердило Правительство Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации (пункт 2.1. статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ).
Следует также отметить, что нормы Федерального закона N 44-ФЗ в настоящее время не распространяются на государственные и муниципальные унитарные предприятия - аптечные организации, если они осуществляют закупки без привлечения бюджетных средств.
В данном случае закупки осуществляются в соответствии с ежегодно утверждаемым планом закупок согласно нормам Федерального закона N 223-ФЗ (подпункт 3 пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ).
В связи с указанным представляется целесообразным распространить уже существующую в законодательстве правовую конструкцию по исключению государственных, муниципальных унитарных предприятий - аптечных организаций, осуществляющих закупки без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ) из-под действия Федерального закона N 44-ФЗ, на все государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации из-под действия Федерального закона N 44-ФЗ с соответствующим включением вышеуказанной категории предприятий в правовое поле действия Федерального закона N 223-ФЗ.
Вместе с тем, представляется необходимым при подготовке законопроекта ко второму чтению учесть необходимость актуализации (с 01.01.2018 г.) сроков приведения в соответствие с нормами Федерального закона N 223-ФЗ положений о закупке и планов закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих закупки без привлечения бюджетных средств, предусмотренных проектируемыми нормами пункта 2 статьи 1 законопроекта.
Комитет также отмечает, что в связи с необходимостью совершенствования системы закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в том числе в целях повышения возможности своевременного реагирования на изменение внешних условий, а также достижения поставленных ими целей и повышения эффективности их деятельности, концепция законопроекта с учетом соответствующей доработки ко второму чтению представляется целесообразной.
На основе вышеизложенного в части вопросов своего ведения Комитет считает возможным поддержать концепцию указанного законопроекта с учетом изложенных замечаний и рекомендовать Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.