Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 762209-6 "О моратории на банковскую и иную сопутствующую деятельность юридических лиц-резидентов Украины, зарегистрированных и (или) осуществлявших банковскую и иную финансовую деятельность до 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", внесенному депутатом Государственной Думы О.А. Лебедевым, И.А. Мартыновым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
(первое чтение, повторно)
Досье на проект федерального закона
В соответствии положениями проекта федерального закона (далее - проект) предлагается ввести мораторий на банковскую (финансовую) и сопутствующую деятельность (информационную, посредническую, коллекторскую и иную) юридических лиц-резидентов Украины, не имеющих лицензии Банка России, зарегистрированных и (или) осуществляющих банковскую и иную финансовую деятельность до 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также на деятельность физических и юридических лиц, действующих в интересах указанных юридических лиц-резидентов Украины. Кроме того, проектом предусмотрено введение моратория на заключение и государственную регистрацию любых гражданско-правовых сделок юридических лиц-резидентов Украины, не имеющих лицензии Банка России, зарегистрированных и (или) осуществлявших банковскую и иную финансовую деятельность до 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также третьих лиц, действующих в интересах указанных юридических лиц-резидентов Украины, - с юридическими лицами-резидентами Российской Федерации.
Исходя из положений законодательных актов Российской Федерации (в том числе статьи 17 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 37-ФЗ "Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период", пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"), указанные в проекте лица в настоящее время не имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации, если ими не были выполнены установленные законодательством Российской Федерации требования к осуществлению ими деятельности на территории Российской Федерации.
На основании статьи 3 проекта предлагается ввести мораторий на исполнение территориальными органами Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации судебных решений, вынесенных до 18 марта 2014 года именем Украины судами, входившими в систему судов Украины и/или судебных решений судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального Севастополя. В этой связи обращаем внимание, что на основании статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2015 года N 138-ФЗ "О применении положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Федеральный закон N 138-ФЗ), исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Украины до 18 марта 2014 года, подлежавшие на эту дату исполнению на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, исполняются в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 138-ФЗ).
Кроме того, согласно пояснительной записке к проекту проектируемый закон направлен на защиту конституционных прав и интересов граждан Российской Федерации, граждан Украины и лиц без гражданства, заключивших кредитные договоры с банками Украины, и которые по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно проживали на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. В то же время вопросы задолженности физических лиц, имеющих место жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя (далее - заемщики), по кредитным договорам, заключенным с банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, в отношении которых Национальным банком Украины было принято решение о прекращении их деятельности (закрытии их обособленных подразделений) на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, погашается в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 422-ФЗ "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ), иными федеральными законами. Действие Федерального закона N 422-ФЗ распространяется также на правоотношения по взысканию задолженности заемщиков перед банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, лицами, имеющими право требовать погашения задолженности в соответствии с Федеральным законом N 422-ФЗ.
С учетом изложенного рассматриваемые положения проектируемого закона не требуют дополнительного правового регулирования. В этой связи проект утратил свою актуальность.
Исполняющий обязанности |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.