Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 131563-7 "О внесении изменений в абзац 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации),
внесенный депутатами Государственной Думы Д.А. Парфеновым, Н.И. Осадчим, С.И. Казанковым, А.В. Куринным, А.В. Корниенко, А.А. Пономарёвым, С.М. Пантелеевым, В.С. Шурчановым, Ю.П. Синельщиковым, С.Е. Савицкой, а также С.Н. Решульским в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Названным проектом федерального закона предлагается внести изменения, согласно которым требование о необходимости поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами представительных органов муниципальных образований и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных образований не распространяется на кандидатов, выдвинутых политическими партиями, федеральный список которых на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы были допущены к распределению депутатских мандатов или получили не менее 3 процентов голосов избирателей.
Авторы законодательной инициативы ссылаются на то, что внесение предложенных ими изменений позволит повысить конкурентность выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 24.12.2012 года N 32-П указал, что "законодательно установленные требования не должны использоваться и в целях создания необоснованных преимуществ кандидатам, представляющим определенную политическую силу, ни для произвольного исключения из избирательного процесса кандидатов, находящихся в оппозиции, - иное нарушало бы принципы демократии, политического многообразия и многопартийности в Российской Федерации (статья 1; статья 13, части 1 и 3 Конституции Российской Федерации) из которых следует недопустимость монополизации власти и необходимость существования оппозиции, а также принцип равноправия (статья 19, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации)".
Согласно Федеральному закону от 11.07.2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ) (преамбула) государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.
Предоставление права выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) без поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации, только так называемым парламентским политическим партиям, предоставит им необоснованные преимущества, повлечет неравенство политических партий, что не соответствует вышеуказанным нормам Конституции Российской Федерации и Федерального закона N 95-ФЗ.
Федеральный законодатель, определяя в соответствии с Конституцией Российской Федерации порядок и условия выдвижения и регистрации кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), обеспечивает сам принцип свободных выборов и не снижает уровень федеральных гарантий избирательных прав, установленный в Российской Федерации.
Нормы федеральных законов направлены на необходимость соблюдения надлежащих гарантий избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на альтернативной основе и в условиях реальной политической конкуренции. Таким образом, не предполагается их использования в целях ограничения политического многообразия и многопартийности.
Таким образом, полагаем, что изменение установленного порядка формирования института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является необоснованным.
Учитывая выше изложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.