Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 41598-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации), внесенного депутатами Государственной Думы В.Ф. Рашкиным, Н.И. Осадчим, А.В. Куринным
Досье на проект федерального закона
Названным проектом федерального закона предлагается отмена процедуры сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Кроме этого, от сбора подписей предлагается освободить политические партии, если выдвинутый политической партией список кандидатов по результатам последних федеральных или региональных (в данном субъекте Российской Федерации) выборов был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по соответствующему избирательному округу, или если выдвинутые ею на последних соответствующих выборах кандидаты были избраны хотя бы в одном одномандатном округе, расположенном на территории данного субъекта Российской Федерации.
В своей пояснительной записке к законопроекту авторы отмечают, что отмена так называемого "муниципального фильтра" позволит оппозиции свободно участвовать в выборах, свободно выдвигать своих кандидатов и соответствовать стандартам демократических выборов.
Вместе с тем, при установлении порядка выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, федеральный законодатель вправе предусмотреть специальные предварительные условия, соблюдение которых позволит исключить из избирательного процесса лиц, не имеющих достаточной поддержки избирателей. К таким условиям относится необходимость сбора подписей не менее определенного количества подписей в поддержку кандидата на выборную должность, которое не может рассматриваться как ограничивающее избирательные права граждан и нарушающее равенство кандидатов перед законом.
Исходя из конституционных основ единства публичной власти в Российской Федерации и объективной необходимости взаимодействия с органами местного самоуправления региональных органов государственной власти, на которые возложена ответственность за обеспечение социального, экономического и иного развития территории субъекта Российской Федерации, (а значит и каждого входящего в его состав муниципального образования), обосновано право предусматривать те или иные формы участия выборных лиц местного самоуправления, учета их мнения в процедуре замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Установленные в настоящее время действующим законодательством формы (способы) подтверждения поддержки кандидатов на эту должность учитывают особенности конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), характер и круг решаемых им публичных задач и предоставляют местному самоуправлению возможность участия в формировании органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом федеральный законодатель, определяя в соответствии с Конституцией Российской Федерации порядок и условия выдвижения и регистрации кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), обеспечивает сам принцип свободных выборов и не снижает уровень федеральных гарантий избирательных прав, установленный в Российской Федерации.
Нормы федеральных законов направлены на необходимость соблюдения надлежащих гарантий избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на альтернативной основе и в условиях реальной политической конкуренции.
Таким образом, не предполагается их использования в целях ограничения политического многообразия и многопартийности.
Порядок выдвижения и регистрации кандидатов впоследствии был предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 32-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы "признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации положения абзацев 8, 9, 10, 11 и 16 пункта 3 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также пунктов 17-20 статьи 37 и подпункт "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающие в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) получение поддержки со стороны определенного законом субъекта Российской Федерации в пределах, установленных федеральным законодательством (от 5 до 10 процентов), числа выборных лиц местного самоуправления, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу эти положения предполагают обязанность законодателя субъекта Российской Федерации при установлении необходимого для подтверждения поддержки кандидата на соответствующую должность числа выборных лиц местного самоуправления исходить из конкретных условий развития партийно-политических отношений в данном субъекте Российской Федерации, а также исключают возможность создания искусственных препятствий выдвижению других кандидатов, сбора и представления в этих целях подписей выборных должностных лиц местного самоуправления в количестве, превышающем более чем на 5 процентов установленное законом субъекта Российской Федерации число подписей".
Законопроекты об отмене "муниципального фильтра" неоднократно обсуждались в Государственной Думе шестого созыва и были отклонены.
Необходимо отметить, что авторы законопроекта не приводят каких-либо документальных фактов, официальных статистических данных о негативном результате применения процедуры сбора подписей муниципальных депутатов в поддержку выдвижения кандидатов на пост главы региона, т. е. веских оснований для изменения установленного несколько лет тому назад порядка замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, полагаем, что изменение установленного порядка формирования института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является преждевременным.
Учитывая выше изложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.