Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
на проект федерального закона N 257478-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (о дате начала учебного года)
внесен депутатами Государственной Думы В.Е. Деньгиным, М.В. Дегтяревым, Б.А. Чернышовым, И.И. Белековым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 257478-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), дополнив ее новой частью, предусматривающей расширение полномочий муниципальных образований в решении вопроса о переносе даты начала учебного года в образовательных организациях с 1 сентября на 1 октября.
Как следует из пояснительной записки к проекту федерального закона, закрепление указанной нормы должно позволить более гибко подходить к решению вопроса о начале и окончании учебного года в образовательных организациях исходя из климатических, национальных и иных особенностей конкретного муниципального образования, а также более эффективно использовать теплое время года для полноценного отдыха детей.
Комитет отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Согласно положениям пункта 1 части 3 указанной статьи разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка относится к компетенции образовательной организации. В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 28 Закона об образовании разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации также отнесены к компетенции образовательной организации.
Составной частью образовательной программы (пункт 9 статьи 2 Закона об образовании) является календарный учебный график, которым предусматриваются каникулы.
Пунктом 11 части 1 статьи 34 Закона об образовании определено, что каникулы являются плановым перерывом при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.
В соответствии с вышеизложенным, образовательная организация вправе самостоятельно определять как установление сроков начала и окончания освоения образовательных программ, так и каникулярных периодов.
В этой связи Комитет отмечает, что предлагаемые авторами законопроекта изменения в части наделения полномочиями муниципальных образований в решении вопроса о переносе даты начала учебного года вступают в противоречие с положениям части 10 статьи 13 Закона об образовании, определяющей, что "органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
Комитет считает, что устанавливаемая Законопроектом норма создает правовую коллизию, поскольку наделяет орган местного самоуправления правомочием устанавливать начало учебного года не только для муниципальных, но и для федеральных образовательных организаций, образовательных организаций субъектов Российской Федерации, расположенных на территории данного муниципального образования.
Вводимая Законопроектом новая часть 12 статьи 13 Закона об образовании содержит внутреннее противоречие, поскольку первое предложение части 12 относится ко всем образовательным организациям независимо от типа и вида реализуемых ими образовательных программ, а второе предложение устанавливает порядок окончания сроков обучения только по общеобразовательным программам.
Также, по мнению Комитета, установление различных сроков начала обучения детей в разных муниципальных образованиях может привести к созданию неравных условий по изучению материала общеобразовательной программы и затруднениям в освоении программ образования к началу государственной итоговой аттестации. Авторы Законопроекта не учитывают, что предлагаемые ими изменения создадут значительные трудности в освоении образовательных программ при переходе обучающегося из одной общеобразовательной организации в другую, в частности, при перемене места жительства.
Комитет также отмечает, что принятие указанного законопроекта приведет к необходимости корректировки нормативных правовых актов, устанавливающих даты проведения государственной итоговой аттестации и всех этапов Всероссийской олимпиады школьников.
Комитет подчеркивает, что изменение даты начала учебного года может привести к смещению сроков выдачи документов об образовании установленного образца и невозможности предоставления их в срок при поступлении на обучение в образовательные организации высшего образования, профессиональные образовательные организации.
Перенос даты начала учебного года потребует значительной переработки основных образовательных программ образовательных организаций, а предлагаемая дата вступления в силу проекта федерального закона (1 января 2018 года) не учитывает этого обстоятельства.
На основании вышеизложенного, Комитет не поддерживает концепцию законопроекта.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы отмечает, что с правовой позиции наделение органов местного самоуправления полномочиями по установлению даты начала учебного года представляется необоснованным.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- 19 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 2 - положительных, 17 отрицательных;
- 40 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 2 - положительных, 38 отрицательных.
В целом, поддержавших законопроект субъектов Российской Федерации нет.
В целом, законопроект не поддержали 8 субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 257478-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.