Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
на проект федерального закона N 286401-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Сысоевым, И.Н. Абрамовым, А.В. Андрейченко, Д.И. Савельевым.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 286401-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Сысоевым, И.Н. Абрамовым, А.В. Андрейченко, Д.И. Савельевым. (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается увеличить размер земельного участка, предоставляемого гражданам на основаниях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 119-ФЗ) до десяти гектаров в случае предоставления такого земельного участка для ведения сельского хозяйства.
По законопроекту имеются следующие замечания:
1. Проектом не учитывается процедура предоставления земельного участка, установленная Законом N 119-ФЗ и порядок определения вида разрешённого использования земельного участка. Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 8 Закона N 119-ФЗ гражданин направляет в уполномоченный орган уведомление о выбранных им виде или видах разрешенного использования земельного участка в срок не позднее одного года со дня заключения договора безвозмездного пользования. Таким образом, на момент предоставления земельного участка и заключения договора безвозмездного пользования вид его разрешенного использования не определен (не выбран) гражданином, следовательно, определение такого вида разрешённого использования как "ведение сельского хозяйства" в качестве критерия предоставления земельного участка, площадью больше одного гектара, представляется некорректным. Уведомление гражданина о выборе вида разрешенного использования земельного участка является, согласно пункту 8 статьи 8 Закона N 119-ФЗ, дополнительным соглашением к договору безвозмездного пользования и основанием для внесения изменений в сведения Единого Государственного реестра недвижимости.
Кроме того, действующая редакция Закона N 119-ФЗ позволяет гражданам получить земельный участок, площадью не более 10 гектаров. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 и пунктом 3 статьи 4 Закона N 119-ФЗ с заявлением о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование могут обратиться не более десяти граждан, при этом площадь земельного участка, предоставляемого в безвозмездное пользование на основании заявления, поданного несколькими гражданами, исчисляется исходя из расчета не более одного гектара на каждого гражданина.
2. Как следует из пояснительной записки, такая мера как увеличение площади предоставляемого земельного участка до 10 гектаров направлена на развитие Дальневосточного региона, на увеличение инвестиций в его экономику. Вместе с тем, законопроект не учитывает особенности субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный Федеральный округ (климатические, этнографические и иные факторы, наличие земель как природного ресурса и т.д.).
Также необходимо заметить, что в пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование предлагаемой площади земельного участка (10 гектаров).
Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 286401-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Сысоевым, И.Н. Абрамовым, А.В. Андрейченко, Д.И. Савельевым, при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.