Заключение Счетной палаты РФ от 13 декабря 2017 г. N ЗСП-224/13-04
на проект федерального закона N 286401-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации,
входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации рассмотрела проект федерального закона N 286401-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), направленный в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 14 ноября 2017 г. N 80).
Законопроектом, внесенным депутатами Государственной Думы. Сысоевым В.В., Андрейченко А.В., Абрамовым И.Н., предлагается увеличить до 10 гектаров предельный размер площади предоставляемых гражданам в безвозмездное пользование для ведения сельского хозяйства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По результатам рассмотрения законопроекта необходимо отметить следующее.
Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ) применяется с мая 2016 года.
В настоящее время не сформировалась достаточная практика применения Федерального закона N 119-ФЗ, в связи с чем невозможно сделать вывод, является ли указанный Федеральный закон действенным и эффективным инструментом для привлечения граждан на Дальний Восток.
В этой связи внесение предлагаемых законопроектом изменений в Федеральный закон N 119-ФЗ представляется преждевременным.
Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, в целях получения "дальневосточного гектара" подано более 100 тысяч заявок, предоставлено более 30 тысяч участков.
В случае принятия законопроекта в предлагаемой редакции граждане, уже получившие земельные участки, в том числе для ведения сельского хозяйства, не смогут воспользоваться предлагаемой к введению нормой законопроекта (10 гектаров) в силу установленного пунктом 25 статьи 7 Федерального закона N 119-ФЗ запрета на повторное получение земельного участка.
Таким образом, получившие участки площадью 1 гектар граждане будут находиться в менее выгодном положении по отношению к гражданам, которые в соответствии с законопроектом получат в безвозмездное пользование земельные участки площадью до 10 гектаров, что, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, может создать риски нарастания социальной напряженности в Дальневосточном федеральном округе.
Следует отметить, что в материалах к законопроекту отсутствует обоснование предельного размера площади предоставляемых участков.
По нашему мнению, авторами законопроекта не учтены риски неосвоения предоставляемых для ведения сельского хозяйства земельных участков в увеличенном размере в связи с отсутствием у граждан, подавших заявления на предоставление участков, необходимых материальных и иных ресурсов для осуществления деятельности, связанной с ведением сельского хозяйства.
Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Вместе с тем следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 119-ФЗ подготовка схем размещения земельных участков на публичной кадастровой карте, а также подготовка и направление-гражданами в "уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, аренду или собственность обеспечиваются федеральной информационной системой для предоставления гражданам земельных участков (далее - ФИС "На Дальний Восток").
Разработка ФИС "На Дальний Восток" осуществлена Минвостокразвития России за счет средств федерального бюджета. В техническом задании на разработку ФИС "На Дальний Восток" одним из требований к системе является автоматическое формирование и корректировка границ земельных участков, в том числе для точного соответствия площади участка одному гектару.
Таким образом, принятие законопроекта потребует внесения изменений в ФИС "На Дальний Восток", оператором которой в соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона N 119-ФЗ определен Росреестр.
Принятие и реализация законопроекта, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, потребует дополнительных финансовых затрат, направленных на актуализацию разработанных и создание новых информационных и организационно-методических материалов. Вместе с тем -источники финансового обеспечения таких затрат не определены.
С учетом изложенного Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.