Заключение Счетной палаты РФ от 16 июня 2017 г. N ЗСП-111/07-02
на проект федерального закона N 341561-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 16 мая 2017 г. N 44) и статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Законопроект, внесенный членом Совета Федерации Клишасом А.А., а также Добрыниным К.Э., Тюльпановым В.А. в период исполнения ими полномочий членов Совета Федерации, направлен на уточнение прав подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого применена мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста.
Исходя из пояснительной записки законопроект подготовлен в целях дальнейшей гуманизации уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Так, законопроектом предлагается статью 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дополнить положением, устанавливающим право подозреваемого, обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, предусматривающего запрет на выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает, на краткосрочный выезд за пределы мест отбывания домашнего ареста в сопровождении сотрудников федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за нахождением подозреваемого, обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста.
Необходимо отметить, что в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в конституционно-значимых целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения страны и безопасности государства. В этой связи федеральный законодатель наделен полномочием предусматривать ограничительные меры в отношении волеизъявления определенной категории лиц.
Так, часть 7 статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации содержит запреты и (или) ограничения, устанавливаемые судом подозреваемому или обвиняемому, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.
В то же время исходя из содержания части 8 статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству подозреваемого или обвиняемого ограничения могут быть изменены.
Согласно части 1 статьи 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации мера пресечения в виде домашнего ареста может быть отменена или заменена на более мягкую меру пресечения по постановлению дознавателя, следователя или судьи либо по определению суда.
Таким образом, в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации содержатся нормы, позволяющие подозреваемому или обвиняемому реализовать право на выезд за пределы мест отбывания домашнего ареста путем внесения изменений в условия исполнения меры пресечения либо ее отмены или изменения на более мягкую меру пресечения.
Одновременно предусматривается изменение в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому обвиняемому, подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, устанавливается право на краткосрочный выезд за пределы следственных изоляторов в сопровождении сотрудников федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится место содержания под стражей.
Вместе с тем статья 32 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержит требование об изоляции подозреваемых и обвиняемых, которая достигается посредством охраны подозреваемых и обвиняемых в специальных местах и помещениях, осуществления постоянного надзора за ними, установления строгих правил поведения на период заключения под стражу, ограничения отношений между подозреваемыми и обвиняемыми, особенно с гражданами вне мест содержания под стражей.
В этой связи законопроектом не предусматривается механизм соблюдения требований изоляции во время краткосрочного выезда за пределы следственного изолятора.
Кроме того, согласно части 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по плановым маршрутам.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" обязанности по содержанию, охране, конвоированию задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также обязанности по конвоированию содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охране указанных лиц во время процессуальных действий возлагаются на полицию.
Выполнение задач по сопровождению подозреваемого и обвиняемого, в отношении которого применена мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, указанными законами не предусматриваются.
Также представляется, что вопросы, непосредственно связанные с обеспечением режима в следственных изоляторах и связанные с условиями исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, не относятся к предмету регулирования Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Предлагаемое законопроектом наименование федерального органа исполнительной власти в проектируемой части 13.1 статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не соответствует используемому наименованию такого органа в части 10 указанной статьи Уголовно-процессуального ко екса Российской Федерации, а именно "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных".
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его реализация потребует дополнительные расходы федерального бюджета на содержание дополнительной штатной численности подразделений ФСИН России в объеме 1 332 996,6 тыс. рублей. Также отмечено, что предварительно рассчитать необходимые бюджетные ассигнования на предлагаемое законопроектом сопровождение подозреваемых и обвиняемых в настоящее время не представляется возможным в связи с отсутствием практики.
Вместе с тем отсутствие расчетов на содержание дополнительной штатной численности подразделений ФСИН России не позволяет оценить обоснованность заявленной суммы, а так же суммы на сопровождение подозреваемых и обвиняемых.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, которые в представленном законопроекте отсутствуют.
На основании изложенного законопроект Счетной палатой Российской Федерации не поддерживается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.